Американские потребители снова влезают в долги
Сократив долговое бремя до самого низкого за последние семь лет уровня, американцы опять начинают брать кредиты, и это должно стимулировать рост экономикиСократив в посткризисные годы долговое бремя, американские потребители берут новые займы на покупку автомобилей, жилья и других товаров. Это способствует восстановлению экономики страны.
Сумма автомобильных кредитов увеличилась во II квартале на $20 млрд. Это наивысший показатель за последние семь лет, сообщил в среду Федеральный резервный банк Нью-Йорка. Американцы также увеличили задолженность по кредитным картам и взяли больше ипотечных займов. В то же время общий потребительский долг уменьшился на $78 млрд до $11,15 трлн. Это самый низкий показатель с 2006 г. Он также на 12% ниже показателя осени 2008 г., когда долги американцев достигли максимума.
Сокращение совокупной задолженности потребителей в значительной мере обусловлено снижением объема ипотечных долгов в результате списаний, которые кредиторы провели после продажи реквизированных за неуплату домов. Кроме того, цены на жилую недвижимость с прошлого года растут, что облегчает американцам продажу домов (и погашение долга).
Исключение составляют студенческие займы. По данным ФРБ Нью-Йорка, сумма кредитов на образование увеличивается в каждом квартале, начиная с 2003 г. На них приходится сейчас 9% всей потребительской задолженности. Десять лет назад этот показатель составлял всего 3%.
Опубликованные данные говорят о том, что потребители добились существенного успеха в сокращении долгового бремени, которое за период с 2003 по 2008 гг. выросло вдвое до $12,68 трлн и привело к столь тяжелым последствиям во время финансового кризиса как для самих американцев, так и в целом для экономики, которая уже четыре года не может выйти на устойчивые темпы роста. Теперь потребители готовы брать новые кредиты и тем самым участвовать в восстановлении экономики. Это может способствовать ускорению роста ВВП во втором полугодии и ослаблению беспокойства по поводу последствий сокращения бюджетных расходов.
«Многие американцы прилагали значительные усилия, чтобы снизить кредитную задолженность», - говорит Эзра Бекер, вице-президент отдела исследований кредитного бюро TransUnion. Ослабление долгового бремени, а также снижение безработицы и рост цен на жилье «ведут к тому, что потребитель тратит больше денег», добавляет он.
С поправкой на инфляцию, после окончания в 2009 г. рецессии располагаемый доход американцев увеличился на 6%. Тем не менее, ситуация сегодня гораздо хуже, чем через четыре года после окончания рецессии в 2001 г. Это объясняет, почему, например, розничные продажи, несмотря на улучшения последних четырех месяцев, все еще довольно скромны.
Дэниел Силвер, экономист банка J.P. Morgan Chase, отмечает, что снижение уровня долга, облегчение доступа к кредитам и повышение потребительского доверия указывают на увеличение расходов, однако отражающие их показатели «пока выглядят не столь замечательно».
Американцы стали более дисциплинированны в оплате задолженности, отмечает ФРБ Нью-Йорка. Просрочка в 90 и более дней составляет 5,7% общего потребительского долга, это самый низкий показатель с 2008 г. Доля просрочки во II квартале снизилась в каждой категории, включая ипотеку и оплату по кредитным картам.
Рост безработицы и падение цен на жилье в результате кризиса усложнили американцам выплату долгов. Трехмесячные задержки в погашении кредитов увеличились втрое с начала рецессии до I квартала 2010 г., достигнув 8,7%. С тех пор этот процент постоянно снижается.
Тем не менее, низкий показатель просрочки говорит и о негативном для экономики тренде. Кредиторы просто не хотят давать рискованные ссуды, тем самым сдерживая потребительские расходы. Но сейчас, судя по всему, они начали снижать планку требований при выдаче займов. Общее число выпущенных кредитных карточек, резко снизившееся во время и после рецессии, в прошедшем квартале показало самый значительный за последние два года рост. «Банки и кредитные учреждения снова открываются потребителям, которые, по стандартам последних лет, никогда бы не получили кредитов, - говорит президент хьюстонского автодилерского центра Алан Хелфман. - Я только что продал пикап охраннику. Еще полгода назад я бы этого человека просто проигнорировал».
Перевела Наталья Тихонова