В отсутствие «слонов» Баффетт и его менеджеры выбирают менее крупные цели для поглощения

В последнее время "пророк из Омахи" не находит объектов для многомиллиардных поглощений, но подконтрольные ему компании могут активно пользоваться накопленными Berkshire Hathaway $36 млрд денежных средств
Bloomberg

Компании, подконтрольные Berkshire Hathaway, в прошлом году заключили 26 сделок по приобретению других фирм, потратив на них в совокупности $2,3 млрд. В этом году они приобрели уже больше десятка компаний, сумму потраченных на эти сделки средств Berkshire не раскрывает.

В последнее время основатель Berkshire Уоррен Баффетт заключал не так много крупных многомиллиардных сделок. Однако он горячо приветствовал активность подконтрольных компаний, так как проведенные ими поглощения, во-первых, способствуют общему росту доходов Berkshire, а во-вторых, позволяют холдингу пускать в дело запасы наличности, по состоянию на конец июня достигшие $36 млрд. Чистый приток денежных средств Berkshire в I полугодии вырос почти на 36%, что побуждает компанию активнее тратить свободные средства.

«Мне нравится, когда менеджеры находят благоприятные возможности [для поглощений]», - заявил «пророк из Омахи», которому скоро исполняется 83 года. Баффетт известен тем, что не вмешивается в деятельность подконтрольных Berkshire компаний, но он предпочитает держать руку на пульсе в том, что касается их поглощений. Директора некоторых структур Berkshire ежемесячно посылают Баффетту списки потенциальных объектов для покупки.

Такие сделки, конечно, не «слоны», на которых охотится Баффетт. Под «слонами» он понимает мегасделки, которые заключает сам или вместе с вице-президентом Berkshire Чарли Мангером. Зачастую они предполагают выход Berkshire в новый для нее сектор рынка. «Слоны» появились в лексиконе Баффетта в 2011 г., когда он был готов начать использовать в посткризисном мире большие запасы денежных компаний для крупных поглощений: он написал тогда, что его «ружье для охоты на слонов» заряжено и ему «не терпится нажать на спусковой крючок».

Несмотря на недостаток на рынке потенциальных объектов для поглощения, удовлетворяющих требованиям Баффетта, он пока не отказался от своей охоты. «Крупная сделка - вот что заставляет мое сердце биться быстрее», - сказал он в одном из интервью. Не так давно в партнерстве с бразильским фондом 3G Capital он выкупил производителя кетчупа Heinz за $23,6 млрд. В конце концов, именно крупные сделки по поглощению превратили Berkshire из текстильной компании в холдинг, рыночная стоимость которого составляет $288 млрд, а сфера интересов простирается от производства кроссовок до железных дорог.

Подконтрольные Berkshire компании не всегда раскрывают, сколько тратят на собственные сделки по слиянию и поглощению, но в случае крупных приобретений эти суммы могут превышать и $1 млрд. Так, в мае MidAmerican Energy Holdings, «дочка» Berkshire, объявила о покупке невадской NV Energy за $5,6 млрд.

Широта интересов Баффетта и финансовая мощь Berkshire приводят к тому, что и к основателю холдинга, и к его менеджерам постоянно обращаются представители компаний, ищущих инвесторов. Возможность выбирать - относительная роскошь в секторе слияний и поглощений, который только сейчас восстанавливается после финансового кризиса. «В нашу сторону смотрят представители десятков отраслей. Они знают, что я заинтересован в крупных сделках, а также то, что наши компании заинтересованы в расширении своего бизнеса», - говорит Баффетт.

Банкиры с Уолл-стрит и менеджеры инвестиционных компаний говорят, что обращаются в Berkshire чаще, чем к другим потенциальным покупателям, так как холдинг, включающий 81 компанию, работает и имеет интересы практически во всех отраслях промышленности.

Сделки по расширению компаний, входящих в холдинг, способствуют росту доходов и прибыли Berkshire. Так, выручка подконтрольной Berkshire компании McLane, занимающейся дистрибуцией продуктов питания, в I полугодии 2013 г. выросла на 30% до $22,2 млрд, прибыль - на 41% до $246 млн. Отчасти такой рост связан с приобретением в 2012 г. компании Meadowbrook Meat.

Руководители компаний холдинга говорят, что «пророк из Омахи» не дает им прямых указаний совершать сделки по слиянию и поглощению, но вдохновляет и поддерживает их усилия в этом направлении. Подход Баффетта, основанный на невмешательстве, не изменился и после ухода из Berkshire в 2011 г. Дэвида Сокола, одного из топ-менеджеров холдинга и бывшего гендиректора MidAmerican. Сокол покинул Berkshire после того, как стало известно, что он приобрел пакет акций компании, которую затем предложил Баффетту в качестве объекта для выкупа.

Подконтрольные Berkshire компании могут использовать денежные средства холдинга также для переоснащения заводов и приобретения оборудования. По словам Баффетта, в текущем году такие вложения превысят $10 млрд. Не все дочерние структуры Berkshire могут выступать покупателями других компаний. Например, маловероятно, что железнодорожный оператор Burlington Northern Santa Fe, приобретенный Баффеттом в 2010 г., купит другую железнодорожную компанию. Но на капитальные затраты в этом году компания выделила $4,3 млрд против $3,6 млрд годом ранее.

В ключевом для Berkshire страховом бизнесе крупные сделки по слиянию также будут редки: привлекательных объектов мало, и компания может создавать собственные страховые продукты с меньшими затратами, говорит Баффетт. В прошлом году Columbia Insurance и National Indemnity, подконтрольные Berkshire, выкупили меньших по размеру конкурентов.

За последние годы три из пяти крупнейших не страховых компаний в структуре Berkshire выступали активными покупателями: MidAmerican, производитель промышленного и торгового оборудования Marmon Group и химическая компания Lubrizol. Среди более мелких сделки по приобретению регулярно совершали CTB, разработчик и производитель техники для сельского хозяйства, и MiTek, поставщик оборудования и решений для строительного сектора.

Том Маненти, гендиректор MiTek, говорит, что при выборе объектов для поглощения он старается пользоваться теми же критериями, что и Баффетт, в частности, у компании должен быть эффективный менеджмент. «Уоррен доказал, что эта стратегия успешно работает», - добавляет Маненти.

Некоторые директора компаний даже пытаются помочь самому Баффетту выбрать очередную цель. Джеймс Хэмбрик, гендиректор Lubrizol, говорит, что, выбирая объекты для поглощения в химической отрасли, он «никогда не упускает возможности взглянуть шире»: вдруг поблизости обнаружится очередной «слон».

Перевела Надежда Дмитриенко