Итальянский министр призвал бизнес прибегнуть к теневому финансированию


Испытывающим нехватку кредитования итальянским компаниям следует обратиться за финансированием к «теневому банковскому сектору», считает министр экономики Италии Фабрицио Саккоманни. Финансирование бизнеса из небанковских источников «может помочь придать импульс экономике», заявил министр на встрече с банкирами.

По данным международного Совета по финансовой стабильности (FSB), на теневой банковский сектор приходится примерно треть всего мирового кредитования. Термин «теневое финансирование» может относиться ко многим инструментам и механизмам небанковского кредитования: от ценных бумаг денежного рынка и коммерческих бумаг, обеспеченных активами, до предоставления компаниями займов друг другу и прямого финансирования из пенсионных фондов. В Италии этот термин практически не применяется, объем фондового рынка здесь невелик, а основными источниками финансирования для бизнеса являются банковские кредиты и средства состоятельных частных лиц. В Европе многие относятся к теневому финансированию с опаской, так как оно практически никак не регулируется.

Говоря о возможностях теневого финансирования для итальянского бизнеса, Саккоманни упомянул такие механизмы, как секьюритизация, мезонинное кредитование (сочетает элементы долгового и акционерного кредитования) и облигационные фонды.

Рецессия в экономике Италии продолжается восьмой квартал подряд. Банки сокращают объемы выдаваемых кредитов, а меры жесткой бюджетной экономии разрушают внутренний спрос. По данным Итальянской банковской ассоциации, объем выданных в мае 2013 г. банковских кредитов сократился на 3,1% по сравнению с маем прошлого года.

Сейчас краткосрочные банковские кредиты обеспечивают до 80% оборотного капитала итальянских компаний. Саккоманни выразил опасения, что объем банковского кредитования будет снижаться и дальше, и призвал банкиров направлять корпоративных клиентов на рынки капитала, где они смогут получить прямой доступ к ликвидности, обеспеченной центробанком, и к неиспользуемым сбережениям. «Банки сами должны постепенно подводить малый и средний бизнес к небанковским формам финансирования», - заявил министр.

В Италии уже принят закон, регулирующий рынок «минибондов» – размещения долговых инструментов на сумму до 4 млн евро. Правительство может принять меры и для стимулирования финансирования долгосрочных капиталовложений, сообщил Саккоманни.

Но на практике в Италии введение даже небольших новаций требует долгого процесса пересмотра существующих норм. Чтобы страховщики и пенсионные фонды могли инвестировать в итальянские компании, потребуются законодательные изменения, заявил один из участников встречи с министром. «Мы внимательно изучаем возможности, с помощью которых наши фонды могут предложить финансирование», – приветствует инициативу властей Андреа Белтратти, председатель совета директоров Eurizon, подразделения по управлению активами крупнейшего итальянского банка Intesa Sanpaolo.

Еще одной проблемой является нежелание итальянских потребителей тратить деньги, вместо этого они стараются их откладывать.

Показатели частного капитала в Италии самые высокие в странах «семерки», но итальянцы предпочитают хранить свое богатство за границей или вкладывать средства в недвижимость, банковские или государственные облигации. Объем вложений в эти облигации в стране в пять раз превышает совокупный объем всего итальянского рынка корпоративных облигаций и акций.

Согласно опубликованным во вторник данным банка Италии, в мае физлица увеличили вложения в гособлигации на 20 млрд евро, таким образом, компенсировав отток средств иностранных инвесторов, за тот же период составивший 16 млрд евро. Отчасти этот рост стал возможен благодаря смягчению налоговой политики в I квартале, что впервые за два года привело к повышению покупательной способности итальянцев. Но он также свидетельствует, что потребители сейчас склонны увеличивать сбережения, а не расходы.

Это ставит правительство Италии в трудное положение. Любое дальнейшее снижение налогового бремени на домохозяйства может и не привести к росту расходов и инвестиций, а именно эти цели ставят власти, говоря об отмене налога на недвижимость и отказе от повышения НДС. При этом окончательное решение, за счет чего будут финансироваться эти налоговые льготы, еще не принято. «Пытаться придать экономическому росту импульс за счет облегчения налоговой нагрузки — стратегия рискованная и для Италии, вероятно, неэффективная», - опасается Джада Джини, экономист Citigroup.

Перевела Надежда Дмитриенко