Китайская экономика дошла до предела
Темпы роста ВВП упали до установленного правительством минимума в 7,5%; но и эта граница - не догма, она даже может быть скорректированаКак сообщило в понедельник Национальное бюро статистики Китая, рост экономики замедлился во II квартале c 7,7 до 7,5%, что соответствует правительственному ориентиру на нынешний год. И это минимальный результат с 1990 г.
Есть риск, что по итогам 2013 г. экономика Китая не достигнет целевого показателя правительства; если это произойдет, это будет первый такой случай за 15 лет. Результаты во втором полугодии могут оказаться еще слабее, сказал после публикации данных в разговоре с Financial Times Чжу Хайбин, экономист JP Morgan. Однако пока руководство страны не проявляло серьезной озабоченности в связи с замедлением экономики и не уступало призывам чиновников на местах и компаний начать ее стимулирование.
Проблем с выполнением годового правительственного задания не будет, заявил в понедельник представитель бюро статистики, но добавил, что результат 6,5-7% может быть приемлемым. «Правительство будет терпеть и более значительное замедление роста - вероятно, вплоть до 7%. Сейчас есть уверенность, что серьезные меры по стимулированию экономики применяться не будут, хотя в небольшом масштабе они возможны, к примеру, это может быть господдержка отдельных отраслей промышленности», - считает Чжу.
В прошлом году темпы роста КНР снизились с 9,3 до 7,8% против средних 11,1% в 2006-2011 гг., пик в 14,2% был зафиксирован в 2007 г. Повторения рекордов правительство КНР в этом десятилетии не ждет: среднегодовые темпы роста, по его оценке, составят 7,5% до 2020 г.
Динамика в первом полугодии была стабильной, говорилось в пресс-релизе Нацстатбюро: «Но мы сталкиваемся с мрачной и сложной экономической ситуацией в мире». Из-за ослабления внешнего спроса есть риск срыва ориентиров - траектория роста уйдет ниже 7%, если правительство не подстегнет экономику монетарными стимулами, считает Лью Ли-Ган из Australia & New Zealand Banking Group. «Мы ожидаем от центробанка КНР и правительства активных действий по стимулированию проектов инфраструктуры и подстегиванию внутреннего спроса», - надеется Лу Дин из Bank of America.
Внутренняя экономическая ситуация крайне сложна, появилось слишком много факторов неопределенности, пессимистичен председатель Народного банка Китая Чжоу Сяочуань. Но правительство КНР готово скорректировать задание по росту. Нижняя граница может меняться, ее нельзя зафиксировать навсегда, сказал представитель бюро статистики.
Однако резкого торможения Китая эксперты не ожидают: по прогнозу МВФ, темпы роста в 2013 г. составят 8%, по консенсус-прогнозу Bloomberg - 7,5%. Китай был главный драйвером 10-летнего бума на сырьевых рынках, признавал гендиректор Glencore Айван Глазенберг. Общие доходы 10 крупнейших трейдеров сырьевыми товарами достигли $1 трлн в прошлом году, прибыль выросла с $2,1 млрд в 2000 г. до $33,5 млрд в 2012 г. (данные Bloomberg, FT).
Сырьевой бум в Китае закончился, высказал на прошлой неделе пессимистичное мнение премьер-министр Австралии Кевин Радд. Все были уверены, что Китай, потребляющий около 50% мирового сырья, - бездонная яма, которая все поглотит, но сейчас перспективы туманны, полагает директор Multi Commodity Project Пол Робинсон. При замедлении темпов роста ВВП до 7,5% Китай обеспечит рост сырьевого рынка на 3,5%, считает Глазенберг.
Китай пытается провести сложную ребалансировку экономики, напоминает The Wall Street Journal. Правительство собирается снизить ее зависимость от экспорта, строительства и тяжелой промышленности и переориентировать на потребительский спрос. Чтобы стимулировать его, власти повысили минимальные зарплаты, изменили налоговую политику в пользу производителей потребительских товаров.
Однако эта перестройка находится на начальной стадии и пока главным фактором роста остается динамика капитальных инвестиций. Если экономика Китая будет и дальше замедляться, это может сказаться на многих секторах глобальной промышленности.
На КНР приходится около 10% мирового импорта, его замедление скажется на всех странах, но в первую очередь ударит по главным экспортерам сырья и продукции в КНР - Австралии (29%), Южной Корее (24%), Чили (24%), Японии (18%). США и Германия экспортируют в КНР всего 7% и 5% продукции.