Опыт Алексея Улюкаева по сдерживанию денежной активности может пойти на пользу при стимулировании экономики

Нынешние и прошлые задачи Улюкаева соотносятся примерно как деятельность авиации и ПВО: самолеты существуют, чтобы летать, а ПВО – чтобы пресекать «нежелательные» полеты

Усилия финансового блока правительства и Центробанка традиционно направлены на сдерживание госрасходов, снижение инфляции. Жесткая монетарная политика ЦБ и Минфина доказала свою состоятельность во время кризиса 2008-2009 годов: сбереженных резервов хватило, чтобы купировать негативное влияние острой фазы кризиса. Экономический блок правительства, в свою очередь, нацелен на стимулирование роста. В некоторых экспертных кругах бытует мнение, что источником роста в России должны быть государственные инвестиции, то есть расходы.

Подходы «финансистов» и «экономистов» могут быть противоположными: одни сдерживают госрасходы, другие требуют госинвестиций. Безусловно, это упрощенная картина, отражающая некоторые стереотипы восприятия, но она не лишена смысла.

Таким образом, в назначении Алексея Улюкаева руководителем Министертсва экономического развития проявляется интересная коллизия. Долгие годы этот влиятельный финансист был идеологом и проводником жесткой монетарной политики. Теперь он возглавил команду, в числе задач которой - не сдерживание расходов, а эффективное управление ими. Примерно так соотносятся задачи авиации и ПВО: самолеты существуют, чтобы летать, а ПВО – чтобы пресекать «нежелательные» полеты.

Интересно, что из былого багажа первого зампреда ЦБ окажется востребованным. Вероятно, не стоит ожидать от Алексея Улюкаева действий, направленных на увеличение инвестпрограмм. В то же время, опыт финансового сдерживания может весьма пригодиться в борьбе с ростом тарифов естественных монополий – эта задача идеологически очень близка к мерам по сдерживанию инфляции. Тем более что тарифы монополий являются одним из источников инфляции, они же выступают ограничителем экономической активности и, соответственно, роста экономики. Кстати, именно о сдерживании тарифов говорил президент Путин на Петербургском экономическом форуме как об одном из факторов возобновления роста.

Диапазон решений для стимулирования экономики широк и не ограничивается одними лишь финансовыми мерами. Работая в Центробанке, Улюкаев занимался инфраструктурными преобразованиями в банковской сфере. Поэтому идея институциональных реформ может получить новый практический импульс и в экономической сфере. Сама концепция таргетирования инфляции логически близка принципам инфраструктурного, а не директивного регулирования. Существует вероятность, что Минэкономразвития возьмется за проведение институциональных реформ, ведущих к улучшению инвестиционного климата.

Такой подход по сравнению с нынешним означает, по сути, определенное дерегулирование экономики, о необходимости которого сейчас много говорят, то есть стимулирование рыночной активности самих экономических субъектов. Все уже осознали, что ресурс сырьевой и бюджетной подпитки экономического роста практически исчерпан и поэтому рост замедлился. Для включения новых стимулов нужно активизировать экономические, а не бюджетно-финансовые механизмы. Парадоксальным образом именно опыт человека, привыкшего сдерживать негативное влияние избыточной денежной массы, будет очень востребован для решения таких задач.

Иными словами, опыт ПВО может очень пригодиться в авиации для повышения качества и комфортабельности полетов.

Автор - зампред совета директоров «Нордеа банка»