Почему российским вкладчикам европейских банков лучше надеяться только на себя

Страны еврозоны больше не в состоянии "подпирать" свои банки; приходится возвращаться к азам рыночной экономики, когда за проблемы финансового института должны отвечать деньгами его акционеры и вкладчики

На Петербургском экономическом форуме был интересный эпизод, когда канцлер ФРГ Ангела Меркель отвечала на вопрос о том, как будут спасать плохие банки. Президент Путин мгновенно отреагировал: "Надеюсь, что не за счет вкладчиков?" Ответа не последовало, но мне показалось, что Владимир Владимирович и так знает, как на самом деле будут решаться в будущем вопросы рекапитализации европейских банков.

В ночь со среды на четверг министры финансов стран еврозоны наконец-то согласовали принципиальные вопросы, связанные с оказанием помощи проблемным банкам. Было решено существенно ограничить ее: теперь из средств Европейского стабилизационного механизма (его размер составляет 500 млрд евро) на прямую поддержку банков можно будет использовать максимум 60 млрд евро. Теперь главную ответственность за спасение "тонущих" банков должны нести не налогоплательщики, а акционеры, кредиторы и крупные вкладчики самих банков.

Хотя эти решения еще документально не зафиксированы и над их деталями еще предстоит скрупулезная работа по согласованию интересов различных стран, уже ясно видны основные черты будущей модели, в которой "зарезервировано" специальное место для использования денег частного вкладчика, чьи средства превышают 100 000 евро. Думаю, что это чрезвычайно важный сигнал, который должен быть услышан нашими гражданами, хранящими капиталы в Европе, и привести к пересмотру традиционной схемы сохранения капитала.

И раньше состоятельному россиянину никто не обещал гарантий его вкладов на сумму свыше 100 000 евро. Но он видел, что на практике хранение денег на депозитах в крупном европейском банке практически гарантировало их сохранность независимо от имеющейся на счету суммы и размера страховки. Это доказал кризис 2008 г., когда европейские страны встали на защиту своих банков, щедро помогая им из государственной казны. В результате никто из тех, кто держал свои деньги в плохих банках, не потерял ни цента.

Однако за это время (во многом благодаря и этой помощи) развилась серьезная болезнь под названием "бюджетный дефицит", которая словно вирус распространилась по Европе, и теперь государства еврозоны больше не в состоянии с такой же силой "подпирать" как свои банки, так и банки соседей. Приходится потихоньку возвращаться к азам рыночной экономики, когда за проблемы финансового института должны отвечать своими деньгами его акционеры и вкладчики. Это нормально. Однако из-под ног россиянина выбивается один из немногих островков стабильности для сохранения своих капиталов, который будет трудно заменить.

Сейчас уже очевидно, что Кипр стал своеобразным полигоном для отработки новой модели. Теперь этот опыт обобщается и будет использован для массового применения и в других странах Европы. Понятно, что точного копирования здесь ждать не нужно и возможны различные модификации и нюансы для той или иной страны и банка. Но то, что в случае беды придется отвечать своими деньгами, уже мало у кого вызывает сомнения.

Нужно также иметь в виду, что кипрская трагедия показала: европейский налогоплательщик не хочет платить за сохранность денег "чужаков", особенно если их очень много, и предлагает помочь в этом деле соответствующим государствам. В случае с Кипром Россия не стала помогать, не ответила на призывы ЕС, и в результате многие россияне потеряли деньги. Правда, наше государство "отбило" свои банки на острове и их крупных корпоративных клиентов.

В новой модели спасения европейских банков критерий "свой – чужой" (налогоплательщик государства, входящего или не входящего в ЕС) тоже имеет место как метод уменьшения собственных затрат и потерь европейцев. По просочившейся информации, это положение нашло свое отражение в официальных документах и будет использовано на практике. Это означает, что новая политику спасения проблемных банков может вылиться в более крупные потери для россиян по сравнению с вкладчиками из стран ЕС.

Как подготовиться к новым реалиям? Предполагается, что новая модель помощи банкам заработает в 2018 г., так что время для принятия решений есть, хотя и не так много, как может показаться. Ведь если раньше этой даты "захромает" тот или иной европейский банк, то ему, вероятнее всего, уже будут помогать по-новому. Возможно, что за это время появится система страхования крупных вкладов, хотя бы такая, как сеть CDARS в США. В нее входят около 3000 финансовых институтов. Вы можете обратиться в любой из них, и там с вами заключат договор на депонирование, например, суммы в $5 млн, а затем разместят ваши средства на депозитах по $250 000 (это размер страховки для депозитов в США) в 20 банках сети, и таким образом все ваши деньги будут застрахованы на случай банкротства того или иного банка.

А пока возьмите за правило внимательно следить за состоянием банка (или банков), в котором у вас хранятся деньги. Делать это лучше самому или привлекая стороннего специалиста. При первых угрозах просто бегите оттуда, если у вас там много денег. Правда, для россиянина это сопряжено с определенными сложностями: нужно по новой собирать кучу документов и в очередной раз доказывать, что у тебя "хорошие" деньги, с которых ты добросовестно заплатил налоги и т. д. и т. п. Не говоря уже о том, что нужно привыкать к новым людям и новым порядкам. В общем, это время и энергию лучше бы потратить более продуктивно. На мой взгляд, сейчас следует более внимательно присмотреться и к другим методам сохранения своего капитала, например, используя специальные страховые полисы, надежные облигации, недвижимость, акции глобальных компаний с хорошими дивидендами и другие активы. При этом нужно опасаться перекосов в ту или другую сторону: должны быть четко определены пропорции личной структуры капитала (например, 20% - недвижимость или 15% - облигации и т. д.), которые в совокупности дадут максимально надежное и эффективное решение именно для вашей ситуации. Значение того, как распределяется капитал по активам, сейчас чрезвычайно возрастает.

Автор - международный финансовый консультант FCP (Financial Management)