Новое десятилетие будет для развивающихся экономик гораздо сложнее предыдущего

Попутные ветры для стран, на которые в последние 10 лет приходилось 75% мирового экономического роста, стихают, и на первый план выходят скрытые слабости, замедляющие рост, подрывающие интерес инвесторов и порождающие массовые протесты
REUTERS
REUTERS / Dado Ruvic

Протесты на улицах городов Бразилии и Турции, кризис ликвидности в финансовом секторе Китая, забастовки в ЮАР - все это признаки нарастающего напряжения в экономиках развивающихся стран. Если добавить к этому намерения федеральной резервной системы США начать сворачивать программу денежного стимулирования, картина для стран, на которые в последние 10 лет приходилось 75% мирового экономического роста, получается и вовсе безрадостная.

Около десятилетия развивающиеся рынки были надежным источником энергии для мировой экономики, но теперь инвесторам пора обратить внимание на тревожные сигналы.

Развивающиеся страны отличаются друг от друга по уровню экономического и политического развития. Поводы для недовольства граждан также разные: от повышения тарифов на проезд в общественном транспорте в Бразилии до планов застройки территории парка в центре Стамбула в Турции.

Но с начала нынешнего века инвесторы воспринимают развивающиеся рынки как единый класс активов, характеризующийся благоприятными тенденциями, - такими, как, например, стремительное увеличение доли Китая в мировой торговле. Укреплению представления о том, что к развивающимся странам можно относиться как к единому целому, способствовали и концепции типа БРИК - блок, объединяющий Бразилию, Россию, Индию, Китай, к которому с недавних пор стали добавлять и ЮАР.

Такие идеи оправдали себя. По оценкам Goldman Sachs, в период с 2003 г. по 2010 г. годовая доходность на фондовых, валютных и кредитных рынках развивающихся стран достигла 19%, 6,8% и 11% соответственно, тогда как для американского фондового индекса S&P 500 этот показатель составил за тот же период всего 4,1%.

Однако сейчас попутные для развивающихся экономик ветры стихают, и на первый план выходят скрытые слабости.

До финансового кризиса экспорт товаров на разогретые дешевым кредитованием рынки развитых стран помогал развивающимся странам сокращать дефицит торгового баланса и наращивать занятость. Но теперь ситуация изменилась. Предварительный показатель новых экспортных заказов в индексе деловой активности HSBC Markit для Китая упал в июне до 44 пунктов (значение ниже 50 пунктов свидетельствует о спаде). Явно не способствует развитию мировой торговли и экономический кризис в Европе. И даже относительно устойчивый рост экономики США не оказывает на нее ожидаемого воздействия.

Рост в США сейчас обеспечивают прежде всего такие отрасли, как строительство, производство автомобилей и энергетика, указывает аналитик UBS Бхану Баведжа. В этих секторах американская экономика или является в значительной степени самодостаточной, или полагается на поставки из таких стран, как Германия. Спрос на электротехнику, на которую приходится 11% экспорта развивающихся стран, или на одежду (4,2%) не так устойчив.

Двойственность позиции Китая усугубляет проблемы развивающихся стран. Как и другие, Китай получал выгоды от экспорта товаров в развитые страны. А внутренний инвестиционный бум тем временем способствовал росту цен на сырье, от экспорта которого в Китай выигрывали такие страны, как Бразилия. Теперь темпы роста китайской экономики замедлились, и Пекин стремится снизить зависимость экономики от инвестиций в основные фонды.

Замедление экономического роста формирует фон для недовольства населения. Темпы роста ВВП Турции снизились с 9,2% в 2010 г. до 2,5% в 2012 г. В России, где в прошлом году прошли массовые протесты, рост ВВП также замедлился - с 4,3% до 3,4% в 2010-2011 гг. Недавно МВФ понизил прогноз роста российского ВВП на 2013 г. с 3,4% до 2,5%. В последние годы замедлился и рост бразильской экономики.

Рост недовольства населения в развивающихся странах свидетельствует о том, что в благополучные времена их правительства не предпринимали достаточно усилий для решения фундаментальных проблем. Все страны БРИК в последнее десятилетие опустились в рейтинге восприятия коррупции Transparency International. И хотя производительность труда в развивающихся странах растет быстрее, чем в развитых, в последние три года разрыв сократился. По мнению Баведжи, это говорит о замедлении экономических преобразований.

Данные о социальном неравенстве не столь наглядны. Коэффициент Джини, характеризующий степень неравенства доходов граждан, в Бразилии в период с 2004 г. до 2011 г. сократился с 0,55 до 0,51, но это по-прежнему значительно выше, чем в странах ОЭСР, где он в среднем составляет 0,3. Проблема таких стран, как Бразилия, в том, что в трудные времена проблема социального неравенства здесь выходит на первый план, повышая политические риски, стабильно снижавшиеся на протяжении последнего десятилетия.

Начиная с 2011 г. фондовые и валютные рынки развивающихся стран демонстрируют отрицательную годовую доходность (-6,3% и -0,8% соответственно). Кредитные рынки пока сохраняют положительную доходность около 7,3%. Однако рост индекса S&P 500 на 12% в годовом исчислении за тот же период значительно превосходит эти показатели.

Рост доходности гособлигаций США в результате сворачивания мер денежного стимулирования ФРС усугубит эту тенденцию, привлекая средства международных инвесторов, ищущих повышенной доходности; при этом многие развивающиеся рынки, особенно Турция и ЮАР, находятся в большой зависимости от внешнего финансирования. Кризис ликвидности в Китае произошел отчасти из-за резкого сокращения притока иностранного капитала и растущих опасений, связанных с плохими долгами.

Неустойчивость уже отразилась на рынках развивающихся стран. Крупнейший бразильский производитель строительных материалов Votorantim Cimentos отказался от планов проведения IPO. В последние несколько недель правительство России отложило два аукциона по размещению гособлигаций.

По данным Dealogic, сумма сделок по слиянию и поглощению, где объектами покупки выступали компании из стран БРИК, в 2013 г. снизилась на 16% в годовом выражении до $155,2 млрд; это самый низкий показатель для данного периода года с 2009 г. «Сейчас стремление иметь в портфеле широкий спектр активов на развивающихся рынках, вероятно, гораздо менее уместно, чем 10 лет назад», - считают аналитики Goldman Sachs, в котором и был придуман термин БРИК.

Особо неустойчивой экономическая ситуация может оказаться в странах со значительным дефицитом счета текущих операций и высокой зависимостью от сырьевых рынков, таких, как Бразилия. Всем странам БРИК необходимо решительно взяться за преобразования, прежде чем они вновь смогут считаться рынками, подходящими для относительно безопасных долгосрочных вложений. К сожалению, реализовывать эти преобразования им придется в нынешнем десятилетии, которое обещает быть для них гораздо более суровым, чем предыдущее.

Перевела Надежда Дмитриенко