Государство ждет от малого бизнеса помощи экономике, но не торопится его поддерживать
В идеале преград для развития малого бизнеса не должно быть вовсе – ни в налоговом законодательстве, ни в Трудовом кодексе, ни в вопросах финансирования: только поддержка и протекцияГосударство и малый бизнес зависят друг от друга. Этот симбиоз позволяет сократить зависимость от сырьевой экономики, сформировать новые рабочие места, развить самозанятость населения, дать дополнительные налоги в региональную и федеральную казну. Однако пока это больше похоже на игру в одни ворота: власть ждет от предпринимателей всего вышеперечисленного, но не торопится помогать. Конечно, я не могу сказать, что в этом направлении совсем ничего не делается. Но некоторые запретительные меры перечеркивают все благие начинания, не давая предпринимателям развиваться, а иногда даже вынуждая их отказаться от своего дела.
Последний яркий пример – увеличение страховых взносов для малого бизнеса с 1 января 2013 г. По новым правилам их стали рассчитывать, исходя из двух МРОТ вместо одного, что привело к увеличению ежегодных выплат с 17 200 до 35 665 руб. в год. Многим малым предпринимателям с небольшим ежегодным доходом пришлось закрывать свои ИП, так как они просто не выдержали свалившейся на них нагрузки. В результате более 350 000 индивидуальных предпринимателей по всей стране ликвидировали бизнес.
Большое количество ИП, покинувших рынок малого и среднего бизнеса (МСБ), привлекло внимание власти. Президент Владимир Путин поручил кабинету министров разработать варианты снижения взносов или каким-то другим образом решить проблему. Однако разные интересы Минфина, Минэкономразвития и Минсоцразвития не позволили прийти к оптимальному выходу из ситуации. В итоге Путин предложил, чтобы индивидуальные предприниматели, зарабатывающие в год до 300 000 руб., платили страховые взносы в размере одного МРОТ. В этом году это 19 425 руб. Если годовой доход выше, к этой сумме прибавляется 1% от него.
Хотя это решение небезупречно, оно заметно облегчит жизнь предпринимателям с небольшим доходом и остановит массовый уход людей из этого сегмента экономики. Это может помочь и социальному сектору: правительству не придется выплачивать пособие по безработице вчерашним предпринимателям, оставшимся без работы.
С одной стороны, это позитивная новость, особенно в свете настроений, царящих в малом бизнесе с начала года. Но жаль, что при первоначальном решении не были просчитаны все последствия, а принятые постфактум меры не вернут предпринимателям закрывшийся бизнес.
Еще один аналогичный пример – начавшие действовать с 2013 г. изменения в законе о розничных рынках. Согласно им, торговлю теперь можно вести только в крытых помещениях, которые есть не во всех городах. Повсеместный рост арендной платы в капитальных торговых точках привел к массовому закрытию малого бизнеса. В некоторых субъектах РФ предприниматели уже с утра занимали очередь в налоговые органы, чтобы закрыть свои свидетельства ИП. Некоторые региональные администрации искали способы минимизировать потери торговцев, но не обошлось и без перегибов на местах. Были и положительные примеры – власти предлагали принять долевое участие в реконструкции рынков в соответствии с федеральным законодательством. Средняя сумма такого участия составляла примерно 300 000 руб. После окончания строительства предприниматель, сделавший данные инвестиции, гарантированно получал торговые площади с заранее оговоренным номером точки. И все же, несмотря на то что предпринимателям давалось время, чтобы накопить средства или взять кредит на такие инвестиции, далеко не все смогли это себе позволить.
Финансирование малого и среднего бизнеса остается одной из актуальных проблем. Хотя банки стараются создавать для него более доступные кредитные продукты, одним из основных источников доступного финансирования без поручителей и залогов (а именно к этой категории можно отнести большинство индивидуальных предпринимателей) для этого остаются микрофинансовые организации. К счастью, здесь государство идет навстречу. Например, весной Фонд содействия развитию микрофинансовой деятельности предоставил нашей компании заем на три года в размере 150 млн руб. с целью обеспечить микрокредитами малый бизнес столицы в рамках программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2016 гг.».
То, что государственные структуры как напрямую, так и через финансовый сектор помогают малому бизнесу, – это верные шаги для становления частного предпринимательства как основы экономики страны. Но следует помнить, что все проблемы предпринимателей комплексные. Если с одной стороны помогать, а с другой вставлять палки в колеса непродуманными законопроектами, конечный результат будет, мягко говоря, весьма сомнительным.
В идеале преград для развития малого бизнеса не должно быть вовсе – ни в налоговом законодательстве, ни в Трудовом кодексе, ни в вопросах финансирования: только поддержка и протекция. И тут один из важных моментов – это мнение самого малого бизнеса, возможность рассказать о своих проблемах и потребностях и быть услышанным. Государство должно принимать как минимум взвешенные и продуманные решения с точки зрения возможных негативных последствий, а как максимум - согласовывать их с предпринимателями и их сообществами. Тогда эффект будет только положительным.
Автор – гендиректор микрофинансовой компании «Финотдел»