Попав в ловушку среднего дохода, Россия может пойти по пути Греции
Быстрорастущие экономики оказываются в ловушке среднего дохода в тот момент, когда уровень ВВП на душу населения достигает примерно $16 000, что случилось в России в этом годуВ последние несколько кварталов экономика России находилась в шатком положении, а заявление Росстата о том, что в I квартале 2013 г. рост ВВП в годовом сопоставлении составил лишь 1,6% (самый слабый показатель за период с IV квартала 2009 г.), лишь усилило опасения, что экономические проблемы будут преследовать страну дольше, чем ожидалось. Возможных причин столь слабых темпов экономической активности множество. Есть те, кто полагает, что инвестиционная активность пошла на убыль из-за политических событий 2012 г. – но лишь на время, чтобы затем снова набрать обороты. Кто-то объясняет спад падением уровня покупательной способности населения, которое ввиду растущей инфляции ощущало снижение своей финансовой состоятельности. Есть те, кто ссылается на неблагоприятную ситуацию в Европе и события, связанные с кризисом на Кипре.
Если приведенные обоснования считать верными, следует ожидать относительно быстрого восстановления экономики России на фоне улучшения мировой ситуации во второй половине года: оно способствует росту доверия и стимулирует инвестиционную деятельность, тогда как хороший урожай сдержит инфляцию и увеличит реальную покупательную способность населения.
Мы предлагаем иное и значительно менее оптимистичное структурное обоснование замедления экономики в последнее время. Как только темпы роста производительности быстрорастущих экономик, к числу которых относится и Россия, в сравнении с развитыми экономиками снижаются, происходит замедление. Такая ситуация характерна не только для России. В 1950-х гг. экономист Александр Гершенкрон обратил внимание на то, что после событий Второй мировой войны такие державы, как Япония и Германия, благодаря использованию новых технологий и промышленных процессов быстро восстановились, что является примером так называемых преимуществ отставания. Вместе с тем несмотря на то что в течение относительно продолжительного периода быстрорастущие экономики могут ощущать на себе положительный эффект от подобного явления, рано или поздно они сталкиваются с существенными экономическими затруднениями, демонстрируют снижение темпов экономического роста и оказываются в так называемой ловушке среднего дохода. Мы полагаем, что это именно то, что происходит с Россией в настоящий момент.
Примечательно, что в соответствии с последними экономическими изысканиями, проведенными Национальным бюро экономических исследований США (Why Fast Growing Economies Slow Down: International Evidence and Implications for China, Eichengreen, B., Park, D. and Shin, K, National Bureau of Economic Research, March 2011), быстрорастущие экономики оказываются в ловушке среднего дохода в тот момент, когда уровень ВВП на душу населения достигает примерно $16 000 в постоянных мировых ценах 2005 г. Западноевропейские экономики сбавили обороты в начале 1970-х гг. сразу после завершения периода послевоенного восстановления. Аналогичная участь постигла Японию, когда она достигла примерно того же уровня дохода, хотя вплоть до начала 1990-х гг. продолжала демонстрировать относительно быстрый рост в сравнении с другими сходными по уровню экономической состоятельности государствами. Южная Корея столкнулась с сужением возможностей в 1995 г. незадолго до того, как азиатский экономический кризис нанес сокрушительный удар по экономике страны в 1997 г. Сюда же можно добавить примеры с Сингапуром и Гонконгом в начале 1980-х гг., а также события на Тайване в конце 1990-х гг. Каждая из этих стран пережила значительное падение темпов роста ВВП по достижении уровня примерно в $16 000 на душу населения.
В какой ситуации сегодня находится Россия? По нашим оценкам, Россия достигнет отметки в $16 016 в 2013 г. Таким образом, страна не просто преодолевает критический барьер показателя роста ВВП на душу населения, но оказывается в еще менее выгодном положении по данному критерию относительно прочих стран БРИК. Так, Китай, по нашим оценкам, может попасть в ловушку среднего дохода лишь в 2020 г., Бразилия – в 2024 г., Индия – в 2038 г.
Как это отразится на росте ВВП? В соответствии с информацией, представленной Национальным бюро экономических исследований (NBER), падение роста ВВП в странах, которые оказались в такой ситуации, при сравнении показателей за семь лет до попадания в ловушку среднего дохода и через семь лет после составило примерно 62%. Среднегодовой уровень роста в России за семь лет до попадания в ловушку среднего дохода составляет порядка 4,3%, хотя данное усредненное значение оказалось под давлением существенного снижения экономической активности в 2009 г. Как следствие, в качестве исходных темпов роста мы рассматриваем показатель в 4,5%. Замедление темпов роста ВВП, сходное со спадом, описанным в исследовании NBER, может привести к тому, что средний уровень роста в период после попадания в ловушку среднего дохода окажется на уровне всего 1,6%, что полностью соответствует темпам роста ВВП России в I квартале 2013 г.
Какие последствия имеет такой ход развития событий для России в среднесрочной перспективе? Ловушка среднего дохода станет причиной слабого роста ВВП на уровне не выше 2%, тогда как вследствие глубоко неблагоприятной демографической ситуации доходы на душу населения продолжат расти, сдерживая импульс к решительным мерам, которые нарушат статус-кво в политической ситуации. Впрочем, Россия может задержаться в ловушке среднего дохода в ближайшее десятилетие, демонстрируя снижение годового роста в два раза с 4-5% до менее 2% и незначительный рост ВВП на душу населения на уровне 1,9% в год, что свидетельствует о существенном спаде относительно прошлого десятилетия, когда значение среднегодового показателя составляло 5%.
Для удержания власти в своих руках в данной ситуации руководство России может возложить надежды на растущий долг, последовав примеру основных политических сил Греции в 1980-2010 гг. Учитывая потенциально опасное движение в обратном направлении в сфере пенсионной и других реформ, реализация которых могла уберечь Россию от попадания в ловушку среднего дохода, становятся очевидными симптомы того, что Россия может унаследовать греческую модель. В результате экономика может стать незначительно богаче, однако ее способность справляться с внешними потрясениями, на наш взгляд, будет существенно ниже.
Автор - главный экономист по России и СНГ «Ренессанс капитала»