Судьбу переводов из Bank of Cyprus решает почетный консул Белиза

Вывод денег из проблемного Bank of Cyprus, как выяснили «Ведомости», можно обсуждать при странном посредничестве почетного консула Белиза на Кипре
Запрет на вывод денег обеспечил кипрских адвокатов работой на длительный срок
Запрет на вывод денег обеспечил кипрских адвокатов работой на длительный срок / Y. Karahalis / REUTERS

Об участии внешнего консультанта в согласовании крупных трансграничных переводов из кипрских банков рассказал партнер Paragon Advice Group Александр Захаров: «Мы связались с сотрудником отделения по обслуживанию международных клиентов Bank of Cyprus – по делам клиента, который хотел либо выдать заем в Россию, либо выплатить дивиденды с кипрского счета». Захаров не называет ни клиента, ни суммы переводов, но заверяет, что это менее 200 000 евро. В этом случае действующие на Кипре ограничения предписывают согласовать перевод в комитете при кипрском центральном банке.

Но вместо комитета ЦБ сотрудник банка отправил Захарова к адвокату Христодулосу Василиадесу, управляющему директору Christodoulos G. Vassiliades & Co. Василиадес, вспоминает Захаров, лично ответил на звонок и сообщил, что его компанию назначили для определения обоснованности и законности банковских операций в условиях ограничений для международных клиентов Bank of Cyprus. Узнав, кто клиент и какова проблема, адвокат сказал, что такие операции не проходят, продолжает Захаров, стало понятно, что подавать документы бесперспективно.

У Василиадеса есть офис в России, сказано на его сайте, он почетный консул Белиза (популярный у россиян офшор, используется в связке с Кипром) на Кипре.

Василиадес лично встречался со многими крупными российскими вкладчиками, которые заводили деньги на Кипр, рассказывает финансист, работавший с Bank of Cyprus.

Василиадес помогал им пройти процедуры соответствия в банках, оформлял структуру владения активами. Со стороны Bank of Cyprus он был своеобразным гарантом безопасности капитала, констатирует финансист, – всем было удобно работать через него. Собеседник «Ведомостей» знает, что клиентов и сейчас отправляют к Василиадесу обсудить проблему вкладов, но теперь он с другой стороны баррикад: охраняет капитал в пользу Кипра.

Никакой частной компании согласование перевода денег на аутсорсинг не передавалось, утверждает представитель ЦБ Кипра Алики Стиляну, все крупные сделки – более 20 000 евро – должны пройти комитет. Сам Василиадес также говорит, что не действует ни от имени ЦБ Кипра, ни по поручению ЦБ, ни по поручению кого-то еще. Но подтверждает, что консультирует клиентов: «Мы помогаем тем, у кого есть счет в Bank of Cyprus, как мы это делаем уже много лет, пользоваться средствами, доступными на их счетах, с учетом действующих ограничений». В Bank of Cyprus на вопросы «Ведомостей» о роли Василиадеса за неделю так и не ответили.

Закон позволяет банку привлекать адвоката к оценке платежей, но когда третьих лиц направляют к адвокату из самого банка – это вызывает вопросы, говорит Захаров, в частности, по поводу банковской тайны.

Российский финансист, у которого на Кипре заморожено свыше $100 млн, говорит, что крупные платежи пропускают в европейские страны – кроме Прибалтики, в Россию же – блокируют.

Договоренность с влиятельными адвокатами или сотрудниками комиссии ЦБ – единственный вариант вывода средств с острова, знает топ-менеджер энергетического холдинга: «Остальное – сомнительные и слишком рискованные схемы».