Люксембург и Мальта отрицают свое сходство с Кипром
Кипрский кризис заставил экспертов вступить в дискуссию о жизнеспособности модели размещения международного финансового центра в стране с небольшим ВВПВ центре внимания оказались еще два маленьких европейских государства, где финансовый сектор значительно превышает размеры ВВП и от него во многом зависят занятость и экономический рост в стране, - Люксембург и Мальта.
Условием предоставления помощи Кипру стало сокращение его финансового сектора до среднеевропейского уровня. Это весьма неприятный прецедент для стран, экономика которых построена вокруг финансовых услуг. Кроме того, убытки, которые понесут вкладчики кипрских банков, могут снизить привлекательность банков еврозоны для размещения средств, опасаются некоторые страны.
Обеспокоенность «сравнениями бизнес-моделей международных финансовых центров в Европе» выразило правительство Люксембурга, не согласное с комментариями некоторых чиновников, низводящих кипрскую проблему до простого соотношения размеров банковского сектора и ВВП страны. Значение имеет «качество и устойчивость» финансового сектора, говорится в заявлении правительства.
В среду министр финансов Люксембурга Люк Фриден заявил в интервью СМИ, что не видит ничего страшного в том, что финансовый сектор страны по размерам превышает среднеевропейские показатели. «В дальнейшем мы намерены развивать, а не сокращать его», - добавил он.
По мнению Фридена, план спасения кипрских банков, предполагающий убытки для вкладчиков, ни в коем случае не должен служить образцом для действий в отношении банков других стран. Неприкосновенны должны быть все вклады в банках еврозоны, независимо от их размера, считает он. «Кипрская модель несет в себе слишком высокие риски», - сказал Фриден, добавив, что, по его мнению, вкладчики должны быть абсолютно уверены в своих банках.
Население Люксембурга составляет всего 525 000 человек. Страна занимает совсем небольшую территорию между Германией, Францией и Бельгией. Несмотря на скромные размеры, это государство является одним из глобальных финансовых центров. Здесь находится множество банков, инвестиционных фондов и управляющих компаний, обслуживающих интересы богатых людей со всего мира. Активы банков Люксембурга превышают размеры ВВП страны в 22 раза - это намного больше, чем в среднем по еврозоне, и больше, чем на Кипре, где банковский сектор превышает ВВП в 7 раз.
Люксембург – одна из стран, стоявших у самых истоков Евросоюза. Международным финансовым центром он стал благодаря низким налогам и сравнительно мягким законам, существовавшим в стране на протяжении десятилетий. Люксембург неплохо пережил финансовый кризис, но теперь чиновники боятся, что инвесторы посчитают еврозону недостаточно безопасным местом для хранения капиталов. В этом случае Люксембургу есть что терять.
Мальта - еще одна небольшая европейская страна, стремящаяся стать мировым финансовым центром. Председатель Центробанка Мальты Джозеф Бонничи в среду назвал необоснованными все сравнения Мальты с Кипром. Суммарные активы крупных мальтийских банков «не превышают 300% ВВП, по международным стандартам это в пределах нормы», считает Бонничи. По данным ЕЦБ, суммарные активы всех мальтийских банков превышают ее ВВП примерно в 8 раз.
Бонничи также подчеркнул роль вложений в греческие облигации в крахе кипрских банков. По его словам, мальтийские банки имеют очень ограниченные вложения в такие активы.
Тем не менее многие финансовые эксперты утверждают, что правительствам необходимо обратить внимание на размеры финансового сектора в своих странах. «Уроком кипрского кризиса должно стать то, что государство становится крайне неустойчивым, если его банковская система раздута», - считает Николас Верон, старший научный сотрудник брюссельской исследовательской организации Bruegel.
Ситуация на Кипре заставила многих политиков выступить с предостережениями: странам не стоит чрезмерно полагаться на доходы от финансовых услуг. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, выступая в Москве на прошлой неделе, заявил, что кризис на Кипре «стал следствием несоразмерно большого финансового сектора», превышающего размеры ВВП в несколько раз и, «безусловно, требующего сокращения».
«Рынки сейчас анализируют потенциальные слабости тех стран еврозоны, финансовый сектор которых значительно превышает размеры ВВП», - говорит Кристиан Шульц, экономист лондонского Berenberg Bank. Политические сигналы, посланные в результате решения кипрской проблемы так, как это было сделано, представляют собой явную угрозу для Люксембурга, полагает Шульц: «Теперь Люксембургу придется объяснять, почему его финансовый сектор так велик. Это само по себе уже может насторожить людей, у которых там банковские счета».
Тем не менее большинство банков Люксембурга являются филиалами и подразделениями иностранных банков. В случае кризиса они могут рассчитывать на значительную поддержку со стороны материнских компаний или, в крайнем случае, правительств тех стран, где они зарегистрированы. По данным ЕЦБ, на местные банки в Люксембурге приходится только 8% активов всего банковского сектора, на Кипре, для сравнения, - 71%.
Все три ведущих мировых рейтинговых агентства пока оставили суверенный рейтинг Люксембурга на уровне ААА.
Перевела Надежда Дмитриенко