Центробанк ответит за рост ВВП
Правительство и Госдума могут обязать ЦБ заняться стимулированием экономического роста. Это условие принятия депутатами закона о мегарегулятореЦентробанк могут сделать ответственным не только за денежно-кредитную политику, но и за экономический рост, заявил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов в эфире «Бизнес FМ». По его словам, правительство обсуждает эту идею с парламентом.
Компромисс с депутатами
Сейчас закон о ЦБ ставит перед ним три цели – защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской и национальной платежной систем. За экономический рост отвечают правительство и Минэкономразвития. Предсказуемая денежная политика и надежность банковского сектора должны оставаться для ЦБ главными целями, но их достижение «не должно убивать возможность создания новой российской экономики», сказал Шувалов.
Такое требование выдвинула «Единая Россия» – это условие принятия закона о мегарегуляторе, рассказывает высокопоставленный чиновник правительства. По мнению депутатов, ЦБ не должен жертвовать качеством и темпами роста ВВП ради стабильности банковского сектора. Это позиция всех четырех фракций, их представители сформулировали ее еще в прошлом году, когда председатель ЦБ Сергей Игнатьев отчитывался перед Думой, уточняет председатель думского комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина. Пока депутаты никаких поправок в закон о ЦБ не готовили, отмечает она: в Госдуме ждут законопроект правительства о создании мегарегулятора.
Это вопрос компромисса, важно определить в законе, в каких пределах ЦБ будет отвечать за рост ВВП, говорит высокопоставленный чиновник: о передаче полномочий от правительства в ЦБ речи не идет, но при проведении денежно-кредитной политики нужно учитывать необходимость ускорения экономики. Будущий председатель ЦБ Эльвира Набиуллина (президент Владимир Путин внес ее кандидатуру в Госдуму) выступала с аналогичной идеей, когда возглавляла Минэкономразвития, но тогда поддержки не нашла, вспоминает собеседник «Ведомостей». Получить комментарии Набиуллиной вчера не удалось.
Риски и опыт
Такая норма может разрушить всю систему контроля за монетарными индикаторами и инфляцией, предупреждает председатель совета директоров «МДМ банка» и бывший первый зампред ЦБ Олег Вьюгин. В российских реалиях она может сослужить плохую службу, опасается и бывший министр финансов Алексей Кудрин: многие будут считать, что ЦБ должен поддерживать экономический рост за счет эмиссии. «Разочарую: ЦБ не сможет раздавать кредиты под 1%, а правительству и дальше необходимо будет добиваться конкуренции, структурных реформ, правильного бюджетного баланса и улучшения инвестклимата», – говорит Кудрин.
Большинство мировых ЦБ ориентированы на борьбу с инфляцией. Например, ЕЦБ и Банк Англии. У ФРС двойной мандат – обеспечение ценовой стабильности и поддержание занятости. Несколько месяцев назад председатель ФРС Бен Бернанке дал понять, что сейчас важнее вторая задача. ФРС будет продолжать программу монетарного стимулирования экономики (количественное смягчение), пока уровень безработицы не сократится до 6,5% (сейчас – 7,7%). Правда, он оговорился, что долгосрочная инфляция тоже не должна в этом случае выйти из-под контроля.
О том, чтобы установить номинальный размер ВВП в качестве ориентира для центробанка, в последнее время заговорили и в Японии. Избранный в конце 2011 г. премьером Синдзо Абе призывал Банк Японии к ультрамягкой денежной политике с целью победить наконец дефляцию. Однако новый председатель банка Харухико Курода заявил вчера, что таргетировать номинальный ВВП будет трудно. По его мнению, введение гибкой цели по инфляции является более реалистичным решением.
Российское правительство также ищет источники роста, признает сотрудник аппарата правительства. Президент поставил цель обеспечить ежегодный рост ВВП на 5%, а пока даже по инновационному сценарию получается около 4% в год. Меры по улучшению инвестклимата не дадут эффекта сразу, а возможности стимулировать рост, наращивая госрасходы, также нет, отмечает чиновник: «Надежда на частные проекты, но бизнес жалуется на дороговизну кредитов. РСПП, «Деловая Россия», Агентство стратегических инициатив постоянно нам об этом говорят». «Центральный банк <...> на мой взгляд, они <...> как коновалы, они выпустили всю кровь из экономики», – обрушился с критикой на ЦБ гендиректор и крупнейший акционер UC Rusal Олег Дерипаска в интервью телеканалу «Россия 24» во время Экономического форума в Давосе.
Будет ли эффект
ЦБ может снизить ставку рефинансирования (сейчас 8%) в апреле-мае, предположил вчера замминистра экономического развития Андрей Клепач. Финансирование банков идет через ставки репо и ломбардные ставки, а они уже ниже инфляции – 5–6%, отмечает Вьюгин. Высокие ставки предлагают сами банки, причины две – недостаточная капитализация банковского сектора и высокая инфляция, объясняет Вьюгин: «Инфляция – 7% плюс 2–3% – риски и еще 2% – маржа». Чтобы снизились кредитные ставки, правительство должно снизить инфляцию, а для этого отказаться от индексации тарифов монополий, считает он.
Проблема не в высоких ставках, а в том, что сырьевая модель роста исчерпала себя, комментирует главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева. Если снизить ставки ЦБ до 4%, то в краткосрочной перспективе рост ускорится, но в дальнейшем это приведет к разбалансировке финансовой и экономической системы, отмечает она.
ЦБ не может в полной мере отвечать за рост, но может ему способствовать, считает Кудрин: у всех центробанков мира один и тот же арсенал инструментов и наш не исключение. «Главная задача ЦБ – снижать инфляцию, чтобы снижалась ставка кредитования, – объясняет он. – Это и есть главный механизм поддержки роста».