Новому руководителю ЦБ предстоит решить, как финансовой системе жить после кризиса
После выбора Эльвиры Набиуллиной можно спокойно оценить, чем был примечателен период правления уходящего председателя Центробанка и что предстоит сделать новомуПрезидент Владимир Путин определился с кандидатурой нового руководителя ЦБ. Никаких радикальных предложений не последовало, и это хорошо. Теперь можно спокойно оценить, чем был примечателен период правления уходящего председателя Центробанка и что предстоит сделать новому.
На долю прежнего руководства ЦБ выпал переход, по сути, из одной экономической системы в другую. Например, инфляция достигала двузначных величин, в 2002 г. она составила 15%. В последние годы инфляция устойчиво держится в пределах величин однозначных и перестала быть таким уж острым раздражителем.
Рубль за это время превратился в пока еще не мировую резервную, но достаточно крепкую валюту. Люди хранят сбережения в рублях, то есть перестали бояться собственной валюты. Если мы вспомним настроения конца 1990-х – начала 2000-х гг., то увидим, что здесь произошел довольно серьезный психологический и экономический сдвиг. В какой-то мере сдвиг даже политический, потому что крепкая национальная валюта, конечно, является залогом укрепления государственности – просто по техническим причинам.
У разных людей могут быть разные взгляды на экономический и политический курс и разное отношение к стабильности именно такого курса. Но по поводу устойчивой валюты и снижения инфляции двух мнений быть не может. Это безусловные ценности, прямо влияющие на экономическое положение и даже быт каждого россиянина. Конечно, не только усилия Центробанка привели к такому результату, но, скажем так, ЦБ принимал активное участие в формировании и поддержании этой политики.
Есть и другие примечательные итоги этого периода. В сфере валютного регулирования можно отметить плавную политику либерализации валюты, несмотря на призывы то завинчивать гайки, то быстрее отпустить руль, которые особенно громко звучали во время кризиса. Либерализация валюты была произведена постепенно, без особых рывков, как и должно происходить в мире финансов. Пожалуй, в этом достаточно явно проявился общий стиль прежнего руководства Центробанка.
Одно из самых значимых профессиональных достижений в сфере банковского регулирования в этот период – организация системы страхования вкладов. Она в корне изменила банковский рынок и сыграла важную роль в недавнем экономическом кризисе. Трудно даже представить себе, что было бы с банками осенью 2008 г., если бы не система страхования вкладов. Она сохранила доверие людей к банкам и не позволила рынку сорваться в пике. А регулирование условий страхования вкладов стало дополнительным инструментом, позволившим смягчить последствия кризиса.
Другим важным инструментом во время кризиса стала финансовая поддержка банков государством. Сегодня роль государственных механизмов рефинансирования в фондировании банковской системы очень велика. А ведь до осени 2008 г. их попросту не существовало. Созданы они были чрезвычайно быстро, в течение чуть ли не месяца.
Но некоторые меры, правильные и даже спасительные в годы кризиса, теперь постепенно накапливают проблемный потенциал, с которым придется разбираться уже следующему руководителю ЦБ. Господдержка банковского сектора продолжает расти, банковский рынок впал в зависимость от дешевого государственного рефинансирования. Попутно неизбежно происходит укрупнение банков. Это естественный в нынешних экономических условиях процесс, он идет во всем мире. Регулятору крупные риски контролировать легче, чем стихийное поведение более распределенной системы. Поэтому курс на укрупнение понятен. Отсюда же исходят требования к увеличению капитала банков.
С одной стороны, это движение к цивилизованному рынку. С другой, закладываются риски, связанные с ослаблением конкуренции, которое, в свою очередь, чревато снижением качества услуг и ростом цен. Противоречия будут накапливаться и дальше. Как не разрушить систему, базирующуюся во многом на государственном фондировании, но все-таки взять на курс на ее диверсификацию, дать больше простора для конкуренции? Этот вопрос достается в наследство новому руководству ЦБ.
И самый главный вызов, с которым столкнется новый руководитель Банка России, – это создание мегарегулятора. ЦБ и сегодня является одним из самых крупных и влиятельных ведомств. Теперь к нему перейдут дополнительные функции, возрастет влияние на все финансовые рынки. Следовательно, возрастет и влияние фигуры, возглавляющей это учреждение. Предстоит по-новому отлаживать это хозяйство, интегрировать ФСФР. Увязать весь комплекс новых задач воедино – огромная методологическая, законотворческая, организационная и аппаратная работа.
Вместе с тем, сколь серьезными бы ни были структурные и кадровые перемены, это все-таки задачи тактического плана. Стратегически же надо определиться, как жить после кризиса. Антикризисные меры господдержки защитили финансовую систему. Предстоит найти такое умное и безопасное решение, которое позволило бы перейти от государственного стимулирования банковской системы к банковскому стимулированию экономики, причем без подрыва устойчивости в фондировании самих банков.
Автор - зампред совета директоров «Нордеа банка»