Налог на кипрские депозиты может обернуться для России новым «делом Bank of New York»
Предпринятая кипрскими властями «конфискация» до 10% банковских вкладов – не только мера для спасения банковской системы отдельно взятой страны, но и новый инструмент в антикризисном арсенале ЕСПредпринятая кипрскими властями «конфискация» до 10% банковских вкладов – не только мера для спасения банковской системы отдельно взятой страны, но и новый инструмент в антикризисном арсенале ЕС.
Правительство Кипра пытается придать этим действиям одновременно черты вынужденной сделки (вкладчики получат взамен денег акции кипрских банков, реальная стоимость которых близка к нулю) и налога, чтобы избежать исков иностранцев к самим банкам. Главное то, что Кипр не только вводит налог задним числом и замораживает вклады, но и прекращает действие системы госгарантий. Эта система существует во всех странах Евросоюза, правительства которых страхуют вклады в банках на 100 000 евро для каждого владельца счета (не только для граждан).
Отмена госгарантий открывает путь к аналогичным действиям в странах ЕС, где ситуация не лучше. Потеря доверия к системе гарантирования вкладов вызовет отток денег из испанских, итальянских, французских банков за пределы ЕС – в США, Швейцарию, Сингапур и пр., а евро упадет к доллару США. Кипр, чей ВВП составляет менее четверти процента от общеевропейского, нанесет по Евросоюзу удар, сопоставимый с последствиями кризисов в Греции, Португалии и Ирландии вместе взятых.
Иностранцам непросто будет вывести деньги из кипрских банков. Пока лишь британское правительство заявило, что компенсирует государственным служащим и военным своей страны потери на счетах в кипрских банках. Пока не ясно, что будет с остатками на текущих счетах офшорных компаний и с инвестиционными портфелями клиентов в акциях и облигациях. Портфели ценных бумаг иностранных компаний в кипрских банках лучше защищены, чем депозиты граждан, если они относятся к «сегрегированным», т.е. находятся в депозитарии или на брокерском счете. Но это не спасет их от блокирования на неопределенный срок по решению властей. И если активы можно вывести, то надо делать это немедленно.
Вывод российских денег из Кипра происходит давно – только в банки Латвии россияне перевели за год более $2 млрд. Для россиян в кипрской ситуации вообще рисков больше, чем для кого-либо еще. Редкая газетная статья про Кипр обходится без тезиса, что «половину вкладов в кипрских банках составляют российские деньги, возможно, криминального происхождения». Формально деньги нельзя конфисковать, но можно надолго заморозить под предлогом проверки законности происхождения. И следующим логичным шагом пропагандистской кампании будет скандал, аналогичный «делу Bank of New York» 1999 г., который формально закончился ничем, но нанес ощутимый удар по российским финансам.
Кипрский парламент, в котором только 20 мест из 56 контролируются партией президента Никоса Анастасиадиса, может и не проголосовать за его план спасения банков. В понедельник банки Кипра закрыты из-за праздничного дня и есть время для переговоров. Однако маловероятно, что киприоты найдут лучший выход, т.к. без подобных мер ЕС (фактически – Германия) не дадут новых кредитов. А о реакции России на происходящее и шансах «договориться по-хорошему» можно будет судить по новостям о якобы обсуждаемом новом кредите Кипру на $2,5 млрд до 2021 г. под символическую ставку.
Автор – управляющий директор Arbat Capital