На рынке акций США пузыря нет, но есть возрастающий риск коррекций: инвесторы боятся покупать надолго
Индекс Dow Jones превысил исторический максимум: из этого видно, как работает механизм QE для тех, кто оказался снова на самом прибыльном сегодня рынке США – финансовомФондовый рынок США – на максимуме 2007 г.: индекс Dow Jones даже слегка превысил докризисный уровень, установив исторический рекорд, S&P 500 к нему приблизился. Настроение инвесторов улучшается, несмотря на то что приближается период, когда в предыдущие три года фондовые индексы снижались, и наиболее осторожные уже фиксируют прибыль. До какого уровня Dow Jones может вырасти в ближайшие месяцы и будет ли серьезная коррекция?
Сегодня низка вероятность дальнейшего продолжительного «бычьего» рынка, как, например, случилось в 1954-1972 гг. Понятно, что спрос растет главным образом потому, что финансовое стимулирование (QE3) хорошо работает в США. В Евросоюзе и Японии – рецессия и попытки сокращения госрасходов. Китай демонстрирует некоторые успехи: в феврале экспорт вырос на 25% по сравнению с тем же периодом 2012 г. (при ожидавшихся 8%), но повышения темпов роста ВВП за год не ожидается. Одновременно китайский импорт упал на 15% при прогнозе в 8,7%, что стало ударом по сырьевым странам – от Австралии до Казахстана. И вряд ли темпы роста ВВП в Китае восстановятся, даже если в марте начнется новый приток госденег в экономику, как это было в последнее время по завершении ежегодных конгрессов компартии Китая.
Почему же инвесторы все еще «покупают риск» (а фактически – только акции) в США, ЕС и Японии? Одна из причин – ожидания завершения суперцикла на сырьевых рынках, которое приведет к снижению издержек у его основных потребителей, хотя это стимулирует рост не везде и не сразу. Но для США снижение цен на углеводороды, металлы, удобрения – позитивная новость, так как стимулирует потребление и дает толчок развитию перерабатывающих отраслей. Это приводит к структурным изменениям в экономике и росту ВВП.
Сегодня далеко не все составляющие Dow Jones компании оценены так, как было до кризиса (в частности, дешевле стоят банки и автопром, дороже – крупнейшие ИТ-компании и фармацевтика). Но в целом массовый инвестор, от зажиточной домохозяйки до местного пенсионного фонда, воспринимает ситуацию в США почти столь же позитивно, как и шесть лет назад. Ведь американская экономика выздоравливает благодаря QE3, а неприятности продолжаются в ЕС и не отражаются на жизни простого американца. И фискальный обрыв не случился, и акции растут почти от самых президентских выборов 2012 г. А если что-то и беспокоит инвесторов, так это отсутствие договоренности президента Барака Обамы с республиканцами, из-за чего на первый план выходят новости то о секвестре, то о лимите на рост госдолга. Большинство уверено, что 2013 г. не станет последним годом роста перед обвалом рынков, каким стал 2007 г. Ведь на рынке нет пузыря ипотечных бумаг или иных коммерческих долгов, а госдолги развитых стран, как и акции, не обесценятся, пока ставка процента близка к нолю.
И все же, если сравнить американскую экономику до кризиса и сейчас, картина получается интересная:
• рост ВВП в 2007 г. составил 2,5%, а за прошлый год – около 1,6%;
• число безработных увеличилось с 5,7 млн до 13,2 млн человек (по статистике Labor Force);
• число американцев, получающих пособие по бедности (продовольственные карточки), выросло с 26,9 млн почти до 47,7 млн человек;
• индекс потребительской уверенности (Consumer Confidence) снизился с 99,5 до 69,5 пункта, что неудивительно при таком росте безработицы, а также повышении средней цены за галлон бензина с $2,75 в 2007 г. до $3,75 сегодня (последнее влияет на потребление простых американцев не меньше, чем цены на дома).
На фоне в основном негативных индикаторов реальной экономики ключевые показатели финансовой системы выросли так сильно, что за счет них можно было бы ожидать намного лучших результатов стимулирования как потребительского спроса, так и бизнеса:
• госдолг увеличился в 2007-2012 гг. в абсолютном выражении с $9,01 трлн до $16,43 трлн;
• отношение долга к ВВП за этот же период выросло с 38 до 74,2%;
• баланс ФРС с 2007 г. увеличился с $890 млрд до $3,1 трлн;
• министерство финансов занимало в 2007 г. примерно под 4,6%, размещая 10-летние казначейские облигации, а в последнее время – под 1,9-2% (то, что при этом курс доллара к евро укрепился с $1,4 до $1,3, означает еще более низкие ставки и продолжающееся падение цен на активы в еврозоне).
Источник: Merrill Lynch Capital Markets
На фоне американских показателей сравнивать страны Евросоюза в 2007 г. с их текущим состоянием вообще не хочется. Но сможет ли правительство Обамы справиться с проблемами дефицита бюджета и госдолга, а также с безработицей?
Республиканцы и демократы преследуют схожие в главном цели – сократить дефицит и ограничить рост госдолга, не убив мотивации активной части населения зарабатывать. Но Обама берет риск невыполнения главных обещаний (занятость и всеобщая медстраховка), поэтому он будет одобрять QE, пока доллар снова не начнет обесцениваться. А наступить этот момент может довольно быстро. В США за 2012 г., например, самая дешевая жилая и коммерческая недвижимость практически не подорожала, а дома стоимостью свыше $2 млн в элитном пригороде Нью-Йорка выросли в цене почти на 30%. Из этого видно, как работает механизм QE для тех, кто оказался снова на самом прибыльном сегодня рынке США – финансовом.
Интересно, что минимальное с докризисных времен значение индекса волатильности VIX (сегодня – 14, в 2007 г. – около 17, с последующим скачком в конце 2008 г. почти до 90 пунктов) вызывает у профессиональных инвесторов все больше беспокойства: как бы он не подскочил, спровоцировав распродажу активов. Когда председатель ФРС Бен Бернанке говорит, что сегодняшняя политика ФРС не создает финансовых пузырей, можно согласиться: новых не создает, вот только увеличивает уже имеющийся пузырь госдолга (что можно делать еще много лет). А в акциях пузыря нет, есть только возрастающий риск коррекций, которые будут происходить из-за того, что никто не собирается покупать акции надолго: Dow Jones не оставляет надежды на многолетний рост при таком состоянии американских государственных финансов.
Автор - управляющий директор Arbat Capital