«Потерянное поколение» итальянцев всю жизнь страдает от политики жесткой экономии

40-летние итальянцы платят больше налогов, но получают меньше услуг от государства, чем их родители, а их пенсия будет вполовину меньше, чем у нынешних пенсионеров
L.Bruno
L.Bruno / AP

Поколение итальянцев, которым сейчас немногим больше 40 лет, на протяжении всей своей взрослой жизни испытывает на себе последствия политики жесткой экономии.

Андреа Болла, 46-летний гендиректор энергетической компании Vivigas и винного завода Valdo Prosecco, расположенного недалеко от Вероны, говорит: «Мы потерянное поколение». Он платит больше налогов, но получает меньше услуг от государства и сталкивается с большим количеством бюрократических барьеров, чем его отец, когда тот управлял семейным бизнесом. «Отец всегда верил в то, что любые трудности можно преодолеть. А у нас сейчас образ мыслей часто направлен на простое выживание», - говорит Болла.

С 1992 г., когда Болла и его ровесники начали трудовую деятельность, госдолг Италии вырос со 102 до 127% ВВП, несмотря на проводимую все это время политику контроля за бюджетными расходами, которая привела к сокращению инвестиций и зарплат.

Платят больше, получают меньше

Коалиционное правительство, которое, вероятно, будет сформировано по итогам прошедших выборов, должно будет решать насущные экономические проблемы страны — и облегчение налогового бремени, от которого вот уже 20 лет страдает значительная часть населения страны, вряд ли войдет в число первоочередных задач. Недовольство итальянцев мерами экономии выразилось, в частности, в том, что блок уходящего премьер-министра Марио Монти набрал, по данным МВД Италии, всего 10,56%, оказавшись на 4-м месте. Разрыв между лидерами – левоцентристской коалицией лидера Демократической партии Пьера Луиджи Берсани, который обещал продолжать реформы Монти, но и собирался добиваться от Евросоюза более активных мер для стимулирования экономического роста и создания рабочих мест, и правоцентристским блоком Сильвио Берлускони, построившим кампанию на критике мер экономии, – оказался минимальным: 29,54% против 29,18% на выборах в нижнюю палату парламента.

По данным исследования Банка Италии и Университета Вероны, налоговое бремя, выраженное как процент от дохода, полученного за всю жизнь, которое несут итальянцы, родившиеся в 1970 г., на 50% превышает тот же показатель для родившихся в 1952 г. При этом их пенсионное обеспечение будет вполовину меньшим по сравнению с тем, которое получают или будут получать нынешние 60-летние.

Долговой кризис в еврозоне вынудил итальянское правительство ввести дополнительные меры экономии, среди которых непопулярный налог на недвижимость, замораживание зарплат в госсекторе и повышение пенсионного возраста с 65 до 68 лет.

В 1992 г. бюджетный и валютный кризис наряду с волной антикоррупционных разбирательств в отношении членов политической элиты привели к значительному сокращению бюджетных расходов, в частности на образование и инфраструктуру; а пенсионная реформа предполагает сокращение выплат тем, кто выйдет на пенсию около 2030 г.

Сейчас предельная ставка подоходного налога на типичную годовую зарплату в 30 000 евро составляет 38% против 25% 25 лет назад. Пенсионные выплаты для тех, кому сегодня еще нет 50 лет, будут основаны на сумме отчислений в пенсионную систему, а не на размере зарплаты перед выходом на пенсию.

По данным Банка Италии, относительное богатство тех, кому сейчас за 40, сократилось с 1987 г. значительнее, чем у любой другой возрастной группы. Те же, кому сейчас за 50, наоборот, стали относительно богаче. Так же менялись и доходы.

«Люди моего поколения, живущие на одну зарплату, имеют не такой уж высокий уровень жизни», – говорит 44-летняя Федерика Магро, работающая издателем в Милане.

Как белки в колесе

Поколение 40-летних итальянцев стало главным электоральным ресурсом для оппозиционного кандидата и сатирика Беппе Грилло, который строил свою предвыборную кампанию на обвинении политиков в профессиональной несостоятельности. По итогам опросов, опубликованных ранее в феврале, 26% поколения 40-летних поддерживали общественное движение Грилло «5 звезд». На выборах оно заняло 3-е место с 25,55% голосов.

Другие партии прислушиваются к более громким голосам других возрастных групп — молодежи и пенсионеров — и обещают бороться с безработицей среди молодежи и смягчать текущий негативный эффект от пенсионной реформы. Юрист Эммануэле ди Бартоло говорит: «Те, у кого есть основания жаловаться, молчат. Зато жалуются те, кому жаловаться не следовало бы». Новые правила ценообразования в секторе юридических услуг негативно сказались на доходах его фирмы и привели к сокращениям персонала.

По прогнозам Еврокомиссии, опубликованным в пятницу, первичный профицит бюджета Италии (без учета выплат по госдолгу) в этом году составит 5% ВВП. Чтобы соответствовать требованиям к членам еврозоны, этот показатель придется поддерживать примерно на данном уровне и в дальнейшем.

Джузеппе Альваро, экономист и эксперт по госбюджету, говорит, что за последние 20 лет совокупный первичный профицит бюджета составил 1,3 трлн евро, в среднем 4% ВВП в год. Тем не менее госдолг вырос и сейчас составляет 2 трлн евро — соответственно, выросли и расходы на его обслуживание, а значит, политику экономии нужно продолжать. Поскольку большая часть нынешнего экономически активного населения никогда не получала выгод от чрезмерных госрасходов, «сейчас они могут весьма неохотно отказываться от того, чего никогда ранее не получали», говорит Альваро.

«Я чувствую себя белкой в колесе», - говорит ди Бартоло. Его поколение сейчас вынуждено наращивать сбережения, чтобы обеспечить собственное будущее. Пенсионная система Италии считается очень стабильной в долгосрочной перспективе, но это потому, что сокращение выплат перенесено вперед, на тех, кто выйдет на пенсию около 2030 г.

Родители вместо государства

Старшее поколение в Италии часто помогает детям и младшим родственникам, в частности, даря им недвижимость. Именно поэтому, вероятно, как показывают данные исследования Университета Боккони, несмотря на то что итальянцы в возрасте до 35 лет обзаводятся семьей в два раза реже, чем их североевропейские сверстники, молодая итальянская семья имеет жилье в собственности в четыре раза чаще.

Такие подарки от родителей помогают поднять уровень жизни многих семей, говорит Магро из Милана. Сама она таких подарков не получала. И она, и ее муж выросли в семьях, живших на одну зарплату. Они оба работают и выплачивают 30-летний ипотечный кредит — редкость в стране, где шесть из семи домов находятся в собственности владельцев. Они уехали далеко от родных мест, чтобы получить хорошее образование и работу, и теперь воспитывают двух детей без помощи родителей.

«Я понимаю, что это неизбежно: старшее поколение, которое зарабатывало так много, делая так мало, теперь помогает семьям своих детей. Я только не понимаю, почему государство не может делать то же самое, причем более справедливо», - говорит Магро.

Перевела Надежда Дмитриенко