В секторе слияний и поглощений вновь забурлила жизнь

С начала года, по данным Dealogic, объявлено о слияниях и поглощениях на $160 млрд — это самый высокий показатель за соответствующий период с 2005 г
J.Lee
J.Lee / Bloomberg

Прошедшая неделя оказалась богатой на новости о грядущих слияниях в различных отраслях: от авиакомпаний до производства кетчупа. После спада, вызванного кризисом, и воцарившейся затем экономической неопределенностью в этом году банкиры Уолл-стрит ожидают резкого роста активности в сфере слияний и поглощений и заключения крупных сделок.

Только в четверг было объявлено о сделках на общую сумму около $40 млрд, основными стали покупка Heinz Уорреном Баффеттом и бразильским фондом 3G Capital за $28 млрд, включая долг, и слияние авиакомпаний AMR Corp (материнская компания American Airlines) и US Airways Group стоимостью $11 млрд. Совокупный объем слияний и поглощений, заявленных с начала 2013 г., Dealogic оценивает в $160 млрд — это самый высокий показатель за соответствующий период с 2005 г. Обычно динамика в сфере слияний и поглощений повторяет динамику фондовых индексов. Рост S&P 500 на 6,67% с начала года позволяет ожидать объявления о новых сделках в ближайшем будущем.

«Плотина прорвана. Эти силы слишком могущественны, чтобы их можно было сдерживать бесконечно», – говорит Джеймс Ли, вице-президент J.P. Morgan Chase. Сам он сейчас занимается организацией сделки на $24,4 млрд по выкупу акций Dell.

Помимо сделки с Heinz и авиакомпаниям в четверг стало известно о приобретении дистрибьютором лекарств Cardinal Health своего конкурента AssuraMed за $2 млрд и о возобновлении переговоров о слиянии AB InBev и мексиканской Grupo Modelo. Чтобы добиться одобрения последней сделки регуляторами, AB InBev предложила продать часть своих активов Constellation Brands.

Кроме того, недавно было объявлено о слиянии Liberty Global и Virgin Media Inc ($16 млрд) и о выкупе Comcast доли General Electric в NBCUniversal за $18,1 млрд.

J.Lee
J.Lee

Банкиры, организующие сделки слияний и поглощений, известны своим оптимизмом, невзирая на внешние обстоятельства. Однако сейчас Ли и его коллеги уверены, что последний всплеск активности — не случайное совпадение. Они полагают, что со времен кризиса компании уже в значительной мере исчерпали потенциал сокращения издержек и увеличения производительности. Теперь, чтобы добиться роста, который удовлетворял бы акционеров, им придется прибегать к другим средствам, и слияния — одно из них.

Производительность резко выросла после кризиса, когда компании бросились снижать издержки и сокращать штаты. По данным федерального резервного банка Сент-Луиса, производительность выросла на 6% в период с 2008 по 2009 гг. Затем темпы ее роста снизились, и к концу 2012 г. не превышали 1% в годовом выражении.

Нынешнюю позицию руководства многих компаний отражают слова Уильяма Ши, финансового директора 1-800-FLOWERS.com. Во время телеконференции с аналитиками 12 февраля он сказал, что с 2008 г. долг компании сократился со $130 млн до $20 млн. «Мы не боимся приобретений, просто раньше для них было неподходящее время... Мы можем добиться и увеличения темпов органического роста... Но если мы найдем подходящую компанию для приобретения и договоримся об условиях, мы, конечно же, заключим сделку».

В 2013 г. наблюдаются ралли и на фондовом, и на кредитном рынках одновременно. Таким образом, покупатели имеют доступ к дешевому финансированию, а продавцы могут рассчитывать на приемлемые цены.

Значительная доля финансирования сделок по выкупу Heinz и Dell приходится на банковские кредиты. Финансовые организации вновь готовы кредитовать крупные сделки, банкиры уверены в возможности быстро продать долг жадным до доходов инвесторам.

Инвесторы, вкладывающие средства в долговые обязательства, также любят крупные сделки. Такие активы считаются более ликвидными на вторичных рынках.

Мало кто сейчас ожидает возвращения бума конца 1990-х гг. или середины 2000-х гг., когда дешевые деньги, щедрое кредитование и агрессивная политика инвестиционных компаний привели к заключению многих сделок по поглощению, впоследствии оказавшихся неудачными. С тех пор крупные инвесторы приобрели большее влияние на советы директоров компаний и часто могут призвать к дисциплине менеджеров, склонных к рискованным сделкам.

Власти США также стали более внимательно относиться к слияниям и поглощениям. В 2011 г. регуляторы заблокировали приобретение T-Mobile USA компанией AT&T, а совсем недавно в судебном порядке попытались запретить слияние AB InBev и Grupo Modelo.

В ближайшие месяцы наиболее вероятными для сектора слияний и поглощений в США представляются два пути развития. Первый предполагает международные слияния с участием американских компаний, при этом поток инвестиций будет преимущественно направлен в США, а не наоборот. Например, в 2012 г. китайские компании потратили больше $10 млрд и заключили 46 сделок с активами в США. Японская Softbank потратит $33,4 млрд на приобретение Sprint Nextel. Также можно ожидать роста сделок с участием компаний из таких быстро развивающихся стран, как Турция, Южная Корея и Индонезия. Антонио Вайс, глава инвестбанковского направления Lazard, говорит: «Источники капитала глобальны, наш бизнес трансграничен по своей природе. Капитал просто перераспределяется между различными регионами мира».

Второй путь — обычные внутриотраслевые сделки, обусловленные соображениями экономической эффективности. Многие из них, вероятно, были давно запланированы, но реализация была отложена из-за экономической неопределенности. Самая высокая активность ожидается в энергетической отрасли, сферах недвижимости и финансовых услуг.

Слияния на самой Уолл-стрит — тоже исключительно вопрос времени. Для многих пострадавших от кризиса банков слияния станут болезненной, но неизбежной мерой оздоровления, следующей за реструктуризацией.

Перевела Надежда Дмитриенко