Рынок прямых инвестиций подрос до $10 млрд
Государство разогрело рынок прямых инвестиций. На фоне общего спада активности они выросли почти до $10 млрд, причем за счет внутренних инвесторовСпад активности на российском рынке слияний и поглощений в 2012 г. не затронул сектор прямых инвестиций. Если на общем рынке M&A число сделок по сравнению с 2011 г. сократилось на 27%, а объем рынка – на 35%, сделок в сфере прямых инвестиций было на 51% больше (101), а объем вырос более чем вдвое до $9,8 млрд, подсчитала компания «РВМ капитал». Средняя сумма сделки увеличилась на 37% до $97 млн, это связано с ростом числа крупных сделок в секторе недвижимости, отмечают аналитики.
К росту рынка могли в том числе привести сделки, отложенные перед выборами президента, активность начала расти с августа, напоминает директор департамента корпоративных финансов банка «Юникредит» Сергей Жильцов. Внес лепту и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), создавая оживленность на рынке, добавляет Жильцов. Не только РФПИ, госструктуры в целом наращивали обороты быстрее частных структур: к прежним игрокам («Сбербанк капитал», «Роснано») подключились новые (ВЭБ, «ВТБ капитал»), отмечает «РВМ капитал». Госструктуры создают конкуренцию частным инвесторам, признает Жильцов: «Но проектов, особенно в потребительском секторе, еще хватит на всех».
Впервые за долгое время большая доля рынка пришлась на внутренних инвесторов (см. врез). Если по итогам 2011 г. в топ-10 крупнейших игроков вошли семь иностранных и три российских фонда, в 2012 г. – уже четыре и шесть соответственно. Хотя тот же РФПИ, заключивший сделок на $400 млн, привел иностранных соинвесторов, вложивших в проекты $1,5 млрд, замечает гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев.
В целом иностранцы осторожно относятся к российскому рынку, говорит директор по стратегии «РВМ капитала» Николай Молчанов. Они были активными игроками в самом популярном секторе для инвестиций в 2012 г. – недвижимости (объем сделок вырос в 2,4 раза до $6,1 млрд) и в основном выходили из проектов. Старые игроки останутся, а новых ждать не стоит, уверен Молчанов. Интерес к России есть, не согласен Дмитриев: «Многие из фондов, с которыми мы общаемся, учитывают по-прежнему высокие на фоне других стран темпы роста».
«Большие фонды прямых инвестиций хотят вложить миллиарды долларов в Россию, но боятся политических и коррупционных рисков», – пояснял «Ведомостям» руководитель российского офиса Rothschild Джеймс Фриел. Для тех, кто не решается инвестировать сам, и был создан РФПИ, для многих это действительно возможность снизить страновой риск, напоминает президент JPМorgan в России Ян Тавровский. Этот механизм уже работает и без соинвестиций государства, настаивает источник, близкий к РФПИ: фонд часто приводил иностранных инвесторов в российские сделки, но на какой-то стадии отказывался инвестировать сам и такие участники вложили в российские проекты в прошлом году около $3,2 млрд».