Финансовая самоорганизация граждан: каковы перспективы банков без банкиров в России?


Недавно Максим Ноготков, владелец группы компаний «Связной», заявил, что планирует запустить бизнес по p2p-кредитованию (peer-to-peer, сотрудничество равных) под брендом Credberry. Насколько серьезен этот бизнес за рубежом, и какие у него перспективы в России?

В конце 2009 г., в разгар первой волны экономического кризиса, журнал Harvard Business Review предрекал нарастающий кризис доверия к банкам и говорил о тренде роста p2p-кредитования – «от человека к человеку», без каких-либо посредников в виде банков. Банки берут у населения в долг деньги в виде депозитов под 8-10% годовых и продают их в виде кредитов другим людям под 20-50%. Финансовые сервисы p2p позволяют, убрав прослойку в виде самого банка, получать более высокие проценты по депозитам и меньшие – по кредитам. Однако не стоит забывать, что в этой схеме все риски перекладываются на плечи тех, кто дает деньги в кредит.

Лидерами в этом направлении являются проекты Prosper, Lending Club и Zopa. На Украине, кстати, уже существует похожий проект – credery.com. В 2012 г. Lending Club заметно вырвался вперед: во-первых, в совет директоров компании вошел бывший гендиректор Morgan Stanley Джон Мэк: эта новость была воспринята участниками рынка как доказательство того, что p2p-кредитование стало большим и серьезным бизнесом. Во-вторых, Lending Club, основанный в 2007 г., преодолел в конце прошлого года оборот в $1 млрд – столько 45 000 кредиторов дали в долг 80 000 заемщиков (ставки колеблются в диапазоне 5,7-13%). В январе 2013 г. площадка ожидает выйти на объем $100 млн в месяц.

Другой проект – Zopa, старейший p2p кредитный сервис, недавно преодолел планку в 250 млн фунтов выданных кредитов, что сделало его лидером в Великобритании, и привлек нового стратегического инвестора – Augmentum Capital. За 2012 г. также появилась пара новых интересных проектов: американский commonbond.co для студентов и австралийский SocietyOne. Интересно также, что будет в 2013 г. с эстонским проектом isePankur; ему уже четыре года, но, несмотря на то что его услугами пользуется все больше людей, суммарные объемы отнюдь не впечатляют.

Автор бестселлеров «Банк 2.0» и «Банк 3.0», сооснователь стартапа Movenbank Бретт Кинг написал недавно, что его очень интересует не только взрывной рост p2p-кредитования, но и микрокредитования в интернете в целом – в частности, сервис Wonga, который к июню 2012 г. выдал 5,2 млн микрокредитов и в 2013 г. собирается превысить оборот в $1 млрд. В России как грибы растут аналоги wonga.com: в конце 2012 г. инвестфонд Finam Global объявил, что запускает первую микрофинансовую организацию в России Platiza, которая будет выдавать займы в онлайн-режиме. Стартовал также сервис mili.ru, «выдающий» микрозаймы до 30 000 руб., в том числе на основании оценки профилей в социальных сетях.

Интересной нишей для p2p-сервисов, снижающей риски для дающих деньги и резко повышающей средний чек по операциям, являются займы на создание малого и среднего бизнеса. Правда, и тут не обойтись без конкурентов из смежных областей. Wonga, например, также вышел в конце 2012 г. в новую для себя нишу – кредитование малого бизнеса (3000-10 000 фунтов). А краудинвестинговый сервис SmallKnot.com дает возможность инвестировать в знакомые для вас проекты, действуя по логике «инвестируйте в бизнес в вашем районе» (одно из золотых правил Уоррена Баффетта).

Что получится у Ноготкова, судить сложно. С одной стороны, у него огромный опыт по запуску больших успешных проектов. С другой - в России у небанковских финансовых сервисов в интернете (краудфандинг, p2p, микрозаймы) сомнительная репутация (спасибо за это МММ), а у населения в целом – низкая финансовая грамотность, и все это в совокупности может привести к большим маркетинговым расходам на популяризацию сервиса и разъяснение, в чем его польза. Вопрос в том, сможет ли Ноготков тратить на рекламу нового проекта столько же, сколько на «Связной банк», учитывая, что доход от Credberry будет существенно ниже.

Автор - президент Финансовой группы "Лайф".