Россию спасет смена модели госуправления

Стимулировать экономический рост России непосредственно экономическими мерами уже невозможно. Нужно менять стиль управления, убеждены бизнесмены

Профессиональный уровень людей, отвечающих в правительстве, ЦБ и администрации президента за экономику, «поразительно высок», но это никак не сказывается на состоянии экономики, заявил предправления «Роснано» Анатолий Чубайс на деловом завтраке, который Сбербанк проводит на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Традиционно на нем собирается элита российского бизнеса и крупные иностранные инвесторы.

«<...> Ни одна из ключевых для экономики проблем – уровень коррупции, защита прав собственности, работа судебной системы – не лежит в экономической плоскости», – объяснил Чубайс, России необходима демократизация, иначе страна продолжит пробуксовывать.

Его тезис был подкреплен голосованием участников завтрака. Большинство назвали борьбу с коррупцией главным инструментом ускорения экономики России (40,6% голосов), на втором месте (25%) повышение эффективности институтов госуправления и внедрение инструментов краудсорсинга. Все остальные варианты ответов, связанные непосредственно с экономическими мерами, набрали существенно меньше голосов (см. графики).

Об этом же двумя днями раньше «заявили» премьеру Дмитрию Медведеву участники открытой пленарной сессии. На похожем голосовании 77,9% его участников назвали главной задачей борьбу с коррупцией и повышение качества госуправления. «Не факт, что это так, но [с таким взглядом] надо считаться», – прокомментировал Медведев.

Россия растет максимально возможными темпами, говорил недавно глава миссии МВФ Антонио Спилимберго (на 3,6–3,7%). Фактический рост примерно соответствует потенциальному при данных общественных институтах и структуре экономики, считает и первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Президент Владимир Путин уже поручил проанализировать, исчерпало государство возможности стимулирования спроса или требуются дополнительные стимулы.

Правительство понимает, что экономика замедляется и скоро оно уже не сможет предоставлять избирателю блага в прежнем объеме, говорит Владимир Тихомиров из ФК «Открытие»: денег не хватит. 3% – потенциал роста экономики при существующей модели; если использовать бюджетные и монетарные ресурсы, можно разогнаться до 4%, но эффект будет краткосрочным, а слишком активное стимулирование может разбалансировать экономическую систему, убеждена директор Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ) Наталья Акиндинова.

Улучшение качества институтов ускорит рост российской экономики на 15–20% за 20 лет, говорилось в исследовании, которое эксперты ВШЭ провели в 2011 г. Оценка актуальна, подтверждает Акиндинова (один из авторов исследования).

Уже невозможно добиться ускорения без политической конкуренции и изменения модели госуправления, убеждена Акиндинова, иначе 5% роста ВВП, к которым стремится правительство, не достигнуть. Сложно рассчитывать, что власть будет сама себя контролировать, согласен Тихомиров. России нужна конкуренция, и в первую очередь между политическими силами, признавался в Давосе Медведев. Но пока решимости государства не чувствуется, констатирует Акиндинова: «шаг вперед – шаг назад», например, возвращены прямые выборы губернаторов, но Госдума приняла в первом чтении проект закона, разрешающий регионам отказываться от них. Пока чиновники ищут ответ все в том же усилении госучастия в экономике, констатирует Тихомиров: «Залезть в поcледние кубышки, пустить суверенные фонды и пенсионные накопления на инфраструктуру».

Чем меньше будет денег у правительства, тем больше шансов у реформ, подытоживает Тихомиров: «Мы приближаемся к ситуации начала первого президентского срока Путина, когда в отсутствие денег правительство было вынуждено запустить реформы. Но сейчас есть и риски закручивания гаек».