Чиновники внесут экологические требования в транспортный налог и привяжут его размер к объему двигателя
Минфин собирается заложить обязательные экологические требования в транспортный налог и взимать его не от количества лошадиных сил, а от объема двигателяЭкологический класс автомобиля может стать одним из факторов базы транспортного налога, от которого будет зависеть его размер, сказал министр финансов Антон Силуанов. По его словам, речь об отмене налога не идет, а изменения произойдут не раньше 2014 г.
Минфин обсуждал с Минтрансом идею, договорились переходить от мощности к объему двигателя и посмотреть экологическую составляющую, уточнил замминистра финансов Сергей Шаталов (цитаты по «Интерфаксу»): взимание налога исходя из объема двигателя будет способствовать модернизации парка автотранспорта. По его словам, конкретные ставки не обсуждались, а рассматривались лишь общие подходы. Сейчас Налоговый кодекс позволяет регионам изменять ставки в зависимости от экологического класса, но на практике этим никто не пользуется.
Транспортный налог правительство собиралось отменить с 2011 г. одновременно с увеличением акцизов на топливо, но в итоге лишь снизили базовую ставку вдвое (регионы имеют право увеличить ее в 10 раз). Транспортный налог уже перевели в стоимость топлива, когда увеличили акцизы, считает первый зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков: «Сейчас фактически для автовладельцев действует двойное налогообложение – это нонсенс». В конце ноября президент Владимир Путин вернулся к вопросу отмены транспортного налога и переноса его в акциз: к этому Россия сейчас не готова, но в перспективе – надо стремиться.
По мнению Силуанова, отменять налог неправильно: это серьезный источник доходов для регионов. В среднем – 1,5% собственных (без учета межбюджетных трансфертов) доходов консолидированных региональных бюджетов, оценил старший аналитик Standard & Poor's Карен Вартапетов, максимум – в Московской, Вологодской, Новгородской, Владимирской областях (около 3%), в доходах Москвы и Санкт-Петербурга – 1 и 1,8%. Общие сборы транспортного налога в 2011 г. – 83,2 млрд руб.
Логика в реформе есть, замечает Владимир Видулов из JATO Dynamics: большая мощность не значит более экологичный. В большинстве индустриальных стран есть привязка экологического фактора к налогу, говорит он. Экологическая составляющая позволит регулировать размер автопарка и его обновление в Москве и крупных городах, где рынок насыщен и немного старых машин, считает директор по маркетингу «Формулы-91» Михаил Лезжов, но в регионах это не сработает из-за массы старых машин. Как можно требовать от автовладельца экологичности, если правительство откладывает переход на более высокие стандарты топлива, возмущается Лысаков.