Мировой рынок IPO переживает глубокий кризис

Спад на рынке IPO – результат глубинных изменений в функционировании финансовых рынков в посткризисном мире: инвесторы перестали верить компаниям и банкирам, те обвиняют их в нежелании инвестировать вдолгую
Chris Ratcliffe
Chris Ratcliffe / Bloomberg

Последние вести с рынка IPO не вдохновляют. Размещение акций «Мегафона» на $1,7 млрд свидетельствует, что сердце у европейского рынка IPO еще бьется, но прохладный прием, который оказали российскому сотовому оператору инвесторы (размещение прошло по нижней границе диапазона, котировки на торгах упали ниже цены размещения), способен лишь подтвердить тревожную тенденцию: безоговорочно успешные IPO становятся вымирающим видом на рынке акционерного капитала.

Рынок первичных размещений акций – важный показатель состояния, в котором находится капитализм. IPO позволяют инвесторам заработать на историях успеха в бизнесе, привлечь средства для создания рабочих мест и стимулирования экономического роста, вдохнуть новые силы в мировые фондовые рынки.

Объем первичных размещений в этом году упал до уровней, лишь немного превышающих объемы в кризисные 2008 и 2009 гг. При этом в Европе ситуация еще хуже, здесь привлекли лишь 11% от совокупного мирового объема в этом году. По данным Thomson Reuters, это вполовину меньше той доли, что была у Европы в 2011 г. Ситуация на рынке первичных размещений свидетельствует не только о том, насколько хорошо функционируют рынки капитала; на кону и работа инвестбанков, которым приходится все ожесточеннее бороться за кусок все уменьшающегося пирога. Не радует сложившаяся картина и сотрудников бирж.

Если бы причина была только в плохом экономическом климате, оснований для опасений было бы не так много: нужно было бы только дождаться улучшения ситуации. Однако основная опасность заключается в том, что спад на рынке IPO стал результатом более глубинных изменений в функционировании финансовых рынков в посткризисном мире.

Репутация IPO оказалась сильно подмочена. У многих инвесторов сложилось убеждение, что многие компании размещают акции только для того, чтобы собственники могли «выйти в кэш». Кроме того, многие эмитенты и организаторы IPO слишком задирают цену, повышая риски ее падения после начала торгов, и недостаточно уделяют внимание тому, что будет происходить с акциями после размещения. Пример с IPO Facebook прочно засел в головах инвесторов по всему миру, многие считают то, как было проведено размещение, надувательством. Акции социальной сети сейчас торгуются на треть ниже цены майского размещения.

По данным Deloitte, из компаний, получивших листинг на основной площадке Лондонской фондовой биржи с 2010 г., более половины торгуются ниже цены размещения. «Раньше банкиры и инвесторы ориентировались на долгосрочную перспективу, но эти времена прошли», – говорит Пол Вули, старший научный сотрудник Лондонской школы экономики. Организаторы IPO нередко обвиняют и инвесторов в том, что те ждут чрезмерного и быстрого скачка цен после размещения, чтобы сразу зафиксировать прибыль.

Конечно, участники рынка IPO реагируют на внешние обстоятельства. Макроэкономическая неопределенность в эпоху исторически низких процентных ставок провоцирует ориентацию на краткосрочную перспективу. Распространившиеся стратегии пассивного инвестирования путем вложения средств в индексные продукты снизили эффективность механизмов ценообразования. Многие инвесторы полагают, что рыночная система теперь направлена против них, потому что компьютеризированная высокочастотная торговля лишает их возможностей для получения прибылей и ухудшает качество ликвидности. «Такое ощущение, что на рынок выпустили плотоядных бактерий, а плоть – это брокеры-дилеры, которые действовали как посредники и поддерживали растущие бизнесы», – говорит Дэвид Уэйлд, специалист по фондовым рынкам в Grant Thornton.

На ситуации сказывается и масштабный посткризисный переток средств с рынков акций в облигации. В то время как подразделения акционерного капитала инвестбанков сходятся в жестокой схватке за каждую возможность заработать, подразделения долгового капитала переживают ренессанс. Но при выпуске облигаций нет необходимости устанавливать тесные взаимоотношения между эмитентами и инвесторами: все знают, что главное – получить фондирование по минимально возможной цене. Однако облигации не могут заменить акции в структуре корпоративного финансирования.

Рынку IPO нужно предпринять значительные маркетинговые усилия и сформулировать историю будущего. Напомнить, что участие в первичном размещении акций – это вхождение в число собственников компании. Чтобы оживить рынок IPO, США уже смягчили процедуры выхода на рынок, особенно для стартапов, аналогичные шаги предпринимаются в Великобритании. В этом году стали заметны изменения в подходе банков к организации IPO: они раньше стали формировать «фан-клубы» инвесторов, пересматривают структуру комиссионных, продают акции меньшими партиями и ужесточают сроки. Главная цель этих действий – восстановить доверие. «Ведь когда приглашаешь людей к себе в гости, стараешься сделать так, чтобы им все понравилось», – объясняет инвестбанкир, давно занимающийся организацией IPO.

В последние месяцы рынок размещений оживился, и состоявшееся все-таки IPO «Мегафона», похоже, укладывается в эту тенденцию. Это вселяет надежду. Однако в долгосрочной перспективе, чтобы восстановить этот рынок, нужно приложить гораздо больше усилий, чем просто банкирам стать чуть более приветливыми.

Перевел Михаил Оверченко