В космос после обеда: финансовому бизнесу необходимо стремительное технологическое обновление
Технологичность в бизнесе уже лет 10 как не вопрос прорывного или просто прогрессивного взгляда на вещи. Она жестко рифмуется не с желательной или острой, а с первой необходимостью. Все элементарно: если компания не займется этой темой сегодня, причем осознанно и полномасштабно, завтра можно будет не ломать голову над разработкой новых, идеально заточенных под клиента продуктов, улучшением сервиса и собственной миссией на веки вечные.
Мысль «в космос мы полетим когда-нибудь после, а пока разгребаем завалы» давно не актуальна – и это без скидок на всякие кризисы, мировые и локальные, индустриальные. И в этом деле нельзя недооценивать важность фактора скорости, а, значит, и необходимости отказаться от всего, что ей мешает. От лени и забюрократизированности до излишней рефлексии и застенчивости. Им в бизнесе не место.
Вообще про принцип «когда-нибудь после» можно забыть: не работает. Если после, то разве что после обеда. Не позже. Люди стали гораздо мобильнее и быстрее реагируют на внешние изменения, чем, скажем, даже пять лет назад, поэтому клиентские сервисы должны отвечать этой невероятной скорости передвижения по жизни.
Но следование технологическим новациям, соответствующим сегодняшним запросам клиентов, – это полдела; это как идеальное исполнение тройных прыжков в фигурном катании. Да, может хватить для чемпионства, но в природе ведь есть четверные «тулупы». А вдруг кто-то прыгнет и устоит на ногах? Современная бизнес-среда не оставляет особого выбора: чтобы быть на голову выше конкурентов, нужно уметь предугадывать, что будет завтра. Более того, вырабатывать технологические решения, способные изменить традиционные модели – сначала восприятия, затем потребления. И сфера инвестиций – не исключение. Да, сегодня лишь 5% россиян расположены вкладывать деньги в ценные бумаги, но кто сказал, что это предел и потенциал для роста минимален? Ведь первый смартфон появился в практически «доисторическом» 1996 г., и только спустя 10 лет люди осознали: без смартфонов не жить.
Что еще важно для клиентов при пользовании технологическими сервисами? Интерфейс и дизайн, конечно. Удобство, простота, продвинутость, красота, изящество – это уже из области обязательного. Вспоминаются слова Боба Хейза, почетного профессора Гарвардской школы бизнеса: «Пятнадцать лет назад компании конкурировали друг с другом в цене. Сейчас это качество. Завтра – это ДИЗАЙН». Дизайн – это уже сегодня. Сейчас, если компания все ставки сделала на функциональность и не озаботилась ясностью и интуитивностью сервиса, с одной стороны, и стильностью – с другой, она, скорее всего, проиграет. Смелое предложение от бизнес-гуру Тома Питерса «привлекать к разработке IT-систем меньше технарей и больше поэтов, художников и джазовых музыкантов», уже не кажется излишне поэтичным.
Но и главное, о чем стоит помнить: нельзя останавливаться. Как точно заметил великий тренер фигуристов Станислав Жук, даже стояние на пьедестале – это потеря темпа. Технологии – это область, более чем наглядно демонстрирующая, что пределов совершенству (и усовершенствованиям) нет. И если говорить конкретно про сферу управления инвестициями в России, то несколько лет назад настоящим ноу-хау был сервис «Личный кабинет», который открыл клиентам возможность самостоятельно отслеживать собственные инвестиции через интернет, то есть фактически в онлайн-режиме. Сейчас нужно делать еще один шаг вперед – превратить «Личный кабинет» в полноценный канал продаж, чтобы клиенты могли покупать продукты компании, перекладываться из одного фонда в другой или «выходить в деньги», то есть осуществлять полноценные операции, не приходя в офис и не созваниваясь с консультантом. Пока на российском рынке подобного сервиса нет, хотя его потенциальная востребованность очевидна: международная практика показывает, что 25% услуг управляющих компаний покупаются подобным способом. Так что вектор движения намечен и понятен, вопрос – кто из лидеров индустрии сделает это быстрее и лучше.
В общем, технологии – это альфа и омега любого современного высокоинтеллектуального клиентского бизнеса. И в этом деле нельзя взять тайм-аут. Потому что в противном случае через год-два, чтобы достать конкурентов, придется снаряжать более сложную и затратную экспедицию. Уже не на Луну, а, как минимум, на Марс.
Автор - генеральный директор УК «Альфа-капитал»\r\n.