ЕС: кипрская казна опустеет через 3-4 недели
Кипрский президент-коммунист Деметрис Христофиас пытается получить деньги от России и еврозоны, но отказывается проводить для этого бюджетные и экономические реформыДля начала он договорился с правительством России о выделении кредита на 2,5 млрд евро, который был выдан тремя траншами с декабря 2011 г. по март 2012 г. Но деньги островное государство потратило очень быстро.
Затем, когда советники уговорили его в июне обратиться за внешней помощью к ЕС, Христофиас добился, чтобы три полугосударственные компании, включая портовое управление и телефонного оператора, дали правительству около 175 млн евро кредита – пока Кремль рассматривает новый запрос на 5 млрд евро. В то же время, по словам бывшего высокопоставленного чиновника правительства Кипра, национальные банки покупали государственные векселя даже после того, как суверенный рейтинг был снижен до спекулятивного уровня. Это ставит вопрос «о методах, которыми правительство «убеждало» банки финансировать его», говорит чиновник.
Но сейчас удача, похоже, начинает отворачиваться от Христофиаса.
По словам высокопоставленных чиновников ЕС, кипрская казна опустеет через три-четыре недели и Христофиасу придется договариваться с представителями «тройки» – ЕС, МВФ и Европейского центробанка. Последние приехали в Никосию на прошлой неделе, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию. «Они [кипрские власти] тянули резину несколько месяцев и неоднократно заявляли (даже когда представители “тройки” их не посещали), что близки к договоренности. Даже не начиная ничего делать [для получения финансовой помощи]!» – возмущается высокопоставленный чиновник еврозоны.
Но если Христофиас и загнан в угол, он этого не показывает. Вместо этого, как аккуратно выражаются участвующие в переговорах с «тройкой» представители кипрского правительства, он возродил коммунистическую риторику (Христофиас возглавляет компартию Кипра 20 лет). Недавно он пообещал «выйти на улицы вместе с рабочими», если «тройка» потребует исключить из договоров с профсоюзами условия по выплате денежных пособий, касающиеся обеспечения прожиточного минимума. Он также всячески противится приватизации.
Но больше всего европейских кредиторов рассердило требование Христофиаса не трогать «рождественские бонусы», или 13-е зарплаты, которые киприоты привыкли тратить на рождественские и новогодние праздники, а многие – на поездки за границу. Эти бонусы также поддерживают розничную торговлю, обороты которой падают из-за длительного кризиса. «Наша семья – жена и двое детей – тратит эти деньги на рождественские покупки и прочие расходы в течение этих праздников. Они не могут их урезать. Они – часть наших коллективных зарплатных договоров», – говорит банковский служащий Илиас Петру.
Христофиас заявляет, что будет отстаивать выплаты таким, как Петру. На прошлой неделе президент пообещал профсоюзным лидерам, что бонусы будут выплачены вне зависимости от хода переговоров с «тройкой». «Если рождественские бонусы порежут, я вместе с демонстрантами выйду к министерству финансов», – заявил он.
Подобное поведение отражает проблемы, которые у представителей ЕС уже давно возникают при общении с Христофиасом: он просит помощи, но хочет получить ее на своих условиях. «Он заблуждается, если думает, что рождественские бонусы могут быть выплачены. Деньги у него закончатся гораздо раньше», – говорит высокопоставленный чиновник ЕС, участвующий в переговорах с кипрскими властями. По его мнению, Христофиас действует так, потому что в феврале 2013 г. должен быть избран новый президент: «Он хочет, чтобы Кипр спасли, но чтобы это случилось не при нем».
Президент хочет «достичь соглашения о выделении финансовой помощи как можно скорее», но не на любых условиях, заявил Стефанос Стефану, пресс-секретарь Христофиаса.
Однако действия президента ставят в тупик кипрских дипломатов и сотрудников министерства финансов. За последние год и четыре месяца в отставку ушли уже два министра финансов, а недавно последнему назначенцу, Вассосу Шиарли, который пришел на пост с пенсии, пришлось опровергать слухи о том, что он тоже готовится подать в отставку.
Перевел Михаил Оверченко