Минфин представил предложения по упрощению отчетности для бизнеса
Минфин представил в правительство предложения по упрощению отчетности для бизнеса. Налоговый учет полностью не отменят, но он существенно сблизится с бухгалтерскимУпрощение бухгалтерской отчетности было одним из предвыборных обещаний Владимира Путина бизнесу. На декабрьском съезде «Деловой России» ее президент Александр Галушка пожаловался на сложности налогового учета и предложил сдавать в инспекции только бухгалтерский отчет и сводку налоговых отклонений. «Кто нам мешает?» – задал Путин риторический вопрос, а в мае внес пункт об упрощении учета в «инаугурационные» указы. Вчера министр финансов Антон Силуанов доложил правительству, какие меры считают целесообразными Минфин, Минэкономразвития и ФНС. «Ведомости» ознакомились с этими предложениями.
Силуанов предупредил, что полностью отменить налоговый учет нельзя. Во-первых, в бухгалтерском учете невозможно учесть некоторые налоговые преференции и ограничения по уменьшению доналоговой прибыли на определенные расходы (например, рекламные, по уплате процентов). Во-вторых, правила бухучета допускают формирование показателей на основе профессиональных суждений бухгалтеров, что также создает предпосылки для занижения налоговых выплат. Поэтому министр предложил сконцентрировать усилия на ликвидации так называемого параллельного налогового учета, т.е. сблизить принципы двух систем, которые сейчас существуют независимо друг от друга.
На первом этапе реформы ведомства готовы унифицировать некоторые правила бухгалтерского и налогового учета. Минфин считает возможным сделать это, в частности, по учету амортизации, стоимости материально-производственных запасов, расходов на добровольное и обязательное страхование, убытков от уступки прав, суммовых разниц по доходам и расходам в иностранной валюте, дополнительных расходов по займам и кредитам.
В будущем ведомства договорились исключить понятие регистров налогового учета. Останутся только регистры с корректировкой показателей бухучета, необходимых для исчисления налога на прибыль. Силуанов полагает, что это позволит сохранить налоговый учет лишь в тех случаях, когда правила налогообложения не совпадают с бухгалтерскими.
По подсчетам «Деловой России», расходы на бухгалтеров – третий по величине «налог» на бизнес. Компании дают работу 5 млн бухгалтеров со средней зарплатой 30000 руб. Это около 2 трлн руб. в год, не считая аренды офисов и оборудования, подсчитала ассоциация. Галушка называет предложения ведомств шагом в правильном направлении, «дело сдвинулось с мертвой точки». Но он по-прежнему считает, что есть возможность полностью отказаться от налогового учета.
Полностью сблизить бухгалтерский и налоговый учет невозможно, согласен с Минфином партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин, главное предложение – сохранить учет по налогу на прибыль только в тех случаях, когда есть расхождения с бухгалтерским, используя корректировки. Сейчас параллельный учет помимо России ведется только в Польше, замечает партнер PwC Кирилл Никитин. В то же время реформа станет достаточно затратной и потребует фундаментальных изменений в программном обеспечении и методиках, замечает он. Во многом изменения будут в пользу среднего и малого бизнеса, говорит Никитин, а крупным компаниям, которые уже автоматизировали ведение параллельного учета, придется потратиться на новое программное обеспечение. Главный бухгалтер банка «Нордеа» Татьяна Шарова не согласна с этим: серьезно менять программное обеспечение не придется.
Если изменения будут приняты, работа бухгалтерии существенно упростится, говорит Шарова, на операции, учет которых Минфин предлагает поменять, приходится до 75% трудозатрат. Например, разница в учете амортизации и сейчас незначительна, серьезных корректировок нет, но ведение и контроль налогового учета отнимают много сил, особенно у промышленных предприятий, приводит она пример. Есть и плюсы и минусы, замечает главный бухгалтер крупной торговой компании, ранее работавшая в промышленности. Расходы малого бизнеса на бухгалтерию снизятся незначительно, ведь бухучет сохранится, а вот крупный бизнес, где работает много сотрудников, сможет в будущем серьезно сэкономить на этих издержках, рассуждает он.
Сократится и объем документов, представляемых в инспекции, говорит Шарова: сейчас нужно сдавать полный комплект документов по налоговому учету, даже если от бухгалтерского он отличается одной строчкой.
По словам пресс-секретаря премьер-министра Натальи Тимаковой, доклад был «принят к сведению». Сам Минфин предложил правительству разработать соответствующие законопроекты к 1 марта 2013 г.