Любовь китайцев к яблокам потрясла соковый рынок

Растущее благосостояние жителей китайских городов привело к ажиотажному росту спроса на яблоки: за четыре года он подскочил на 80%; это даже заставило американских трейдеров придумать новый инструмент – фьючерс на концентрат яблочного сока
Bloomberg
Bloomberg

Доходы городских домохозяйств в КНР в первом полугодии 2012 г. выросли на 13% по сравнению с уровнем годичной давности, свидетельствуют официальные данные. Китайцы чувствуют вкус к здоровой пище и налегают на фрукты и овощи.

Особенным спросом пользуются яблоки. В Китае выращивается более половины всех яблок в мире, однако производство не поспевает за спросом. По оценке министерства сельского хозяйства США, потребление свежих яблок урожая 2011-2012 гг. выросло в Китае на 80% по сравнению с урожаем 2007-2008 гг., тогда как во всем мире – всего на 36%.

Страстная любовь китайцев к яблокам вызвала серьезные дисбалансы в небольшом секторе сырьевого рынка – концентрата яблочного сока, объем которого составляет $3 млрд. Поскольку китайцы стали съедать большую часть выращенных яблок, на производство сока было направлено всего 14% урожая 2011-2012 гг. против 31% в 2007-2008 гг. Как следствие, сырье резко подорожало, за ним – концентрат, а издержки у американских производителей яблочного сока выросли.

При этом в самой Америке спрос на яблочный сок также уже давно растет, хоть и не такими быстрыми темпами, как в Китае: его потребление на душу населения с 1980 по 2010 г. увеличилось более чем в два раза до 7,6 л в год. За то же время потребление апельсинового сока сократилось на 24%. США импортируют приблизительно две трети (1,76 млрд л в 2010 г., по последним данным минсельхоза США) потребляемого ими концентрата из КНР.

За последние пять лет цены на поставляемый из Китая концентрат сначала упали до $4 за галлон в начале 2009 г., а затем вследствие роста спроса устойчиво росли, достигнув $12 в конце 2011 – начале 2012 г. (соответствует $1,06 и $3,17 за литр), рассказал Майкл Чой, президент Zhonglu America, американского подразделения Zhonglu Fruit Juice, входящей в пятерку крупнейших производителей яблочного сока в мире.

Трейдеры и производители яблочного сока жалуются, что новое увлечение китайцев добавило волатильности на рынке, и без того потерявшем устойчивость вследствие заморозков и засухи в разных регионах земного шара. "Рынок производства яблочного сока не выдержит дальнейшего повышения спроса" на свежие яблоки, сетует Тим Ин, работающий менеджером в Haisheng International, «дочке» производителя безалкогольных напитков China Haisheng Juice.

Недавно у трейдеров появился инструмент, позволяющий защититься от резких колебаний цен. Зерновая биржа Миннеаполиса 13 августа приступила к торговле срочными контрактами на поставки яблочного концентрата. Идею ввести фьючерсы подала Ассоциация производителей соков, в которую, в частности, входят Coca-Cola, PepsiCo, а также торговый дом Louis Dreyfus Commodities.

Новый инструмент зарегистрирован на электронной торговой площадке биржевого оператора CME Group наравне с фьючерсами на сою и кукурузу. Вчера на закрытии ноябрьский фьючерс стоил $9,1 за галлон. Правда, пока новый инструмент не «расторговался»: с 13 августа было заключено всего 22 сделки.

Перевела Анна Разинцева