Почему инвестбанки заменяют профильных аналитиков информированными специалистами
Регуляторы требуют, чтобы банки рассылали аналитические отчеты всем клиентам, включая розничных, одновременно; но есть лазейка, позволяющая сообщать идеи отдельным трейдерам практически в режиме реального времениТехнический специалист по продажам CLSA Питер Фогель 10 июля отправил сообщение нескольким клиентам, что есть «болтовня» о том, что заказы на комплектующие для iPad снижаются. На следующий день акции Apple подешевели на $10, и некоторые инвесторы признавали, что записка Фогеля сыграла в этом определенную роль. CLSA этот вопрос не комментирует.
Фогель не аналитик, он занимает должность специалиста, и его обязанности – сообщать крупным инвесторам дополнительную актуальную информацию, которая не попадает в аналитические отчеты компании. За последние несколько лет команды специалистов появились у многих инвестбанков Уолл-стрит. Специалисты сидят рядом с рабочими местами трейдеров и получают от них информацию, которую в виде коротких записок и телефонных звонков оперативно передают крупным клиентам. Это происходит на несколько часов, а то и дней, быстрее, чем выпустит отчет аналитическое подразделение.
Правила регулирования требуют, чтобы банки рассылали аналитические отчеты всем клиентам, включая розничных, одновременно. Специалисты не аналитики, и речь о том, что они передают клиентам инсайдерскую информацию, не идет. Но они работают только с институциональными клиентами, которые платят большие комиссионные. «Законы не лишают профессионалов Уолл-стрит возможности передавать мнения, прогнозы и оценки выборочным клиентам раньше, чем остальным», – отмечает профессор Колумбийского университета Джон Коффи. Комиссия по ценным бумагам (SEC) и Управление по регулированию финансовых рынков США (FINRA) эту практику не комментируют.
Число аналитиков, занимающихся традиционными исследованиями, с 2008 г. сократилось на 30%, говорит основатель TIM Group Колин Бертхауд. Число специалистов с 2005 г. выросло вдвое. «Поскольку возможности аналитиков стали более ограниченными, чтобы заполнить этот пробел, информацию начали предоставлять специалисты», – отмечает Бертхауд.
Не всегда понятно, какую информацию специалисты могут сообщать клиентам. Закон не запрещает передавать дополнительные данные помимо отчета и не разрешает сообщать о планирующейся смене рекомендации. Меньше ясности с теми случаями, когда специалист сообщает клиенту что-то о динамике акций перед самой сменой рекомендации аналитиков.
Такая практика распространена также в закрытых сетях, где аналитики, трейдеры и специалисты делятся мыслями об акциях, которыми они занимаются. TIM Ideas, которой управляет TIM Group, одна их них. Ей платят комиссионные более 500 брокеров, которые затем сообщают эти идеи более чем 150 крупным инвесторам. Для инвесторов эта информация бесплатна, но за прибыльные идеи они платят брокерам часть торговой комиссии.
10 июля специалист по продажам инвестбанка Merriman Curhan Ford Трейвис Окатомо посоветовал клиентам TIM открыть короткие позиции на акции Micron, на следующий день, после того как акции подешевели, – позиции закрыть. По словам Окатомо, за один день он заработал 5%.
У крупных хедж-фондов, например, Citadel, есть собственные подобные закрытые сети.
WSJ, 24.07.2012 (перевод Татьяны Бочкаревой)