Сорос: бездействие Германии – угроза для стабильности в Европе

Известный инвестор предлагает еврозоне создать общий фонд по сокращению долговой нагрузки проблемных стран региона
Herbert Knosowski
Herbert Knosowski / AP

На саммите «четверки» ЕС в Риме в минувший четверг лидеры Германии, Испании, Италии и Франции договорились о мерах по созданию банковского союза и о выделении относительно небольших средств для стимулирования экономики; эти меры

должны дополнить предложенный ранее план по бюджетной интеграции стран еврозоны. Однако канцлер Германии Ангела Меркель отвергла предложение предоставить Испании и Италии средства, которые позволили бы им справиться с чрезмерной премией за риск по их гособлигациям. Из-за этого июньский саммит ЕС может закончиться провалом, носящим фатальный характер, поскольку не будет создан действенный механизм, который оградит остальные страны еврозоны от последствий отделения Греции.

Даже если рокового события удастся избежать, расхождение между странами-кредиторами и странами-должниками усилится и государства на периферии еврозоны лишатся возможности снова стать конкурентоспособными: ситуация складывается не в их пользу. Германии это может быть на руку, но Европа перестанет походить на открытое общество, о котором все мечтали. Германия окажется в центре империи, а периферия – навеки в подчиненном положении. Это совсем не то, что нужно канцлеру Ангеле Меркель и подавляющему большинству немцев.

Ангела Меркель утверждает, что Европейский центробанк не должен решать фискальных проблем стран - участниц eврозоны, поскольку это противоречит принятым правилам, – и она права. Президент ЕЦБ Марио Драги говорит примерно то же. В программе июньского саммита не хватает одного: пункта о создании Европейского фискального управления (European Fiscal Authority, EFA), которое вместе с ЕЦБ сделало бы то, на что ЕЦБ не способен в одиночку. EFA учредило бы фонд по сокращению долговой нагрузки - модифицированную форму европейского пакта по уменьшению долгов (такой пакт ранее предлагал комитет экономических советников при Меркель, и социал-демократы и «зеленые» его поддержали). В обмен на гарантии проведения согласованных структурных реформ в Испании и Италии фонд мог бы скупать и хранить у себя значительную часть государственных облигаций этих стран.

Покупку облигаций можно было бы проводить за счет эмиссии европейских казначейских бумаг - совместных облигаций стран - участниц фонда, а страны-должники могли бы воспользоваться преимуществами дешевого финансирования. Казначейские бумаги получали бы рейтинг с минимальным риском и использовались бы в качестве высококачественного обеспечения для операций репо, проводимых ЕЦБ. Банковская система остро нуждается в низкорискованных ликвидных активах. В настоящее время банки держат в ЕЦБ избыточную ликвидность в объеме более 700 млрд евро, получая всего четверть от 1% годовых. Это гарантирует масштабный рынок для казначейских бумаг, которые будут пользоваться большим спросом при доходности в 1% или чуть ниже.

Если кто-нибудь из стран - участниц договора не сможет выполнить обязательств, EFA может наложить штраф или избрать иную форму наказания, соразмерную допущенным нарушениям, чтобы не прибегать к крайним мерам, которые выполнить невозможно. Это оградит от угрозы недобросовестности. Например, правительство, пришедшее на смену кабинету Монти в Италии, не сможет нарушить взятые им обязательства. Сокращение итальянского долга на 50% за счет европейских казначейских бумаг равнозначно сокращению среднего срока долговых обязательств. Таким образом, следующее правительство в Италии будет очень чувствительно к любому наказанию, наложенному EFA, и будет всячески стараться избежать его.

Спустя некоторое время страны-участницы примут участие в программах сокращения долга, разработанных специально под них, чтобы не подрывать их экономического роста.

За этим последует создание полномасштабного политического союза и введение евробондов. Для эмиссии европейских казначейских бумаг, конечно, потребуется разрешение бундестага. А конституционный суд Германии должен быть удовлетворен тем, что все обязательства, одобренные бундестагом, должны иметь ограничения по срокам и масштабу.

Еще не поздно издать политическую декларацию, которая предусматривает не только создание политического союза в долгосрочной перспективе, но и план создания фискального и банковского союза. На основании этой декларации Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) может немедленно выкупить у ЕЦБ греческие бонды, ЕЦБ приступит к закупкам испанских и итальянских облигаций, а Италия с Испанией смогут провести структурные реформы, которые позволят им получить доступ к фонду по сокращению долгов.

Основным препятствием остается политика Германии с ее лейтмотивом – «этого делать нельзя». Канцлер Меркель настаивает на том, чтобы сначала создать политический союз и только потом – полномасштабный фискальный и банковский союз. Это нереалистично и неразумно. Все три союза следует создавать параллельно, шаг за шагом. Если Европа объединится, чтобы поддержать это предложение, а Германия его отвергнет, ей придется взять на себя ответственность за финансовые и политические последствия.

Джордж Сорос – основатель и председатель совета директоров Soros Fund Management

Перевела Анна Разинцева