Европа думает, как убедить Испанию принять помощь
Европейские власти разрабатывают программу помощи Испании, которая позволит ей поддержать проблемные банки, не принимая на себя дополнительных обязательств по сокращению бюджетных расходов. Последнее обстоятельство способно убедить Мадрид принять международную помощь: до сих пор испанское правительство утверждало, что самостоятельно справится с рекапитализацией банков.
В отличие от Греции, Португалии и Ирландии, Испании не нужно приносить дополнительных жертв: кредиторы в целом довольны тем, как она справляется с ужесточением бюджетной дисциплины. Вместо этого ЕС потребует от Мадрида усиления внешнего контроля над финансовым сектором и ускоренной его реструктуризации: слишком много нареканий вызвало вмешательство государства в сектор и его покровительство региональным сберегательным кассам, выдававшим кредиты сомнительным заемщикам в период надувания «пузыря» на рынке недвижимости.
Президент Европейского Центробанка Марио Драги в среду возложил всю тяжесть ответственности за разрешение долгового кризиса на плечи политиков: он оставил базовую процентную ставку на уровне 1% годовых и заявил, что проблемы еврозоны «не имею ничего общего с денежно-кредитной политикой».
Правда, Драги подчеркнул, что ЕЦБ «готов действовать» - то есть понизить ставки в случае «усиления рисков торможения экономики». Кроме того, ЕЦБ продлил механизм безлимитных аукционов, проведение которых он планировал завершить 10 июля, до конца 2012 г. И все же Драги отказался повторить программу безлимитного трехлетнего кредитования: «Не думаю, что денежно-кредитные власти должны компенсировать недостаточную активность других институтов», - сказал он.
Европейские власти объявили, что в случае Испании они готовы на меньший контроль, поскольку испанский премьер министр Мариано Рахой в этом году уже провел ряд реформ, направленных на сокращение бюджетного дефицита: “Возможно, существуют более подходящие способы рекапитализировать банки: вовсе не обязательно прибегать к полной программе… особенно если учесть, что испанское правительство поступало правильно с точки зрения структурных реформ», - сказал один высокопоставленный европейский чиновник, принявший участие в переговорах.
По его словам, наиболее серьезным препятствием является нежелание Рахоя принимать помощь, после того как в течение нескольких месяцев он утверждал, что Испании она не нужна. Мадрид также опасается, что, прими он помощь, все испанские банки без исключения прослывут ненадежными.
Правоцентристское правительство Испании объявило, что не станет принимать решения о том, нужна ли ему помощь и в каких размерах, до тех пор пока Международный валютный фонд вместе с консалтинговыми фирмами Оliver Wyman и Roland Berger не завершат изучение испанского банковского сектора.
“Странам-участницам еврозоны выгодно разработать программу, которая сделает упор на банках и не будет выдвигать особых условий, чтобы позволить Рахою разрешить внутренние проблемы Испании. Чем дольше будут тянуть с Испанией, тем больше риск того, что Италия тоже вступит в игру”, - сказал Муджтаба Рахман, аналитик в консалтинговой компании Eurasia.
Европейские власти спорят о размере помощи Испании: если представители испанского банковского сектора назвали сумму в 40 млрд евро, то чиновники ЕС намерены выделить в два раза больше, сообщили источники, ознакомленные с ходом переговоров. Испанские власти и финансовые регуляторы уверены, что оценка МВФ будет ниже, чем у большинства международных аналитиков.
Несмотря на доводы Брюсселя и Парижа, европейские власти не намерены предоставлять кредиты испанским банкам напрямую, минуя правительство, - ни из нынешнего антикризисного фонда еврозоны размером в 440 млрд евро, ни из следующего – в 500 млрд евро. Прямое вливание капитала потребует поправок к законам, а это очень длительный процесс. Помощь, скорее всего, поступит в испанский фонд по спасению банков (Frob) и уже оттуда будет распространяться среди сберегательных касс, крупнейшими из которых являются Bankia, Catalunya Caixa и NovaCaixaGalicia. Не исключено, что кредит придется провести через государственный баланс.
Перевела Анна Разинцева