Соорганизаторы IPO Facebook способствовали снижению котировок соцсети
Пока трейдеры Morgan Stanley старались не дать акциям Facebook упасть, Goldman Sachs и JPMorgan Chase одалживали бумаги хедж-фондам, игравшим на понижениеПока трейдеры Morgan Stanley изо всех сил старались не дать акциям Facebook сильно упасть, скупая их после IPO, другие банки – андеррайтеры размещения давали их в долг хедж-фондам, игравшим на понижение.
Среди тех, кто ссужал акции для коротких продаж, были трейдинговые отделы Goldman Sachs и JPMorgan Chase, которые помогали Morgan Stanley организовать размещение акций Facebook, рассказали люди, знакомые с ситуацией. В Morgan Stanley, по их словам, акции «шортистам» не давали, хотя представители многих хедж-фондов звонили в банк с такими просьбами. Но им отвечали, что давняя политика банка заключается в том, чтобы не предоставлять акции для коротки продаж, когда банк является ведущим организатором IPO. Как рассказал человек, слышавший разговор между менеджером подразделения прайм-брокериджа Morgan Stanley и одним управляющим хедж-фонда, последний спрашивал: “Кого вы, интересно, защищаете? Мы можем взять эти акции где угодно».
При короткой продаже (от англ. short sale) трейдер берет акции в долг и продает их, надеясь после падения откупить по более низкой цене. Акции он возвращает, а разницу кладет себе в карман.
В действиях инвестбанков, дававших акции в долг, нет нарушения закона. Банки всегда ссылаются на «китайские стены», отделяющие одно подразделение от другого и запрещающие их сотрудникам обсуждать сделки. Поэтому когда подразделение по синдикации организует IPO, подразделение прайм-брокериджа, работающее с хедж-фондами, вполне может ссужать им размещаемые акции для использования при коротких продажах, которые могут привести к падению цены.
Тем не менее в такой системе есть потенциал для конфликта интересов, полагает Дэйлиан Кейн, профессор по бизнес-этике Йельской школы менеджмента: «В целом у Уолл-стрит есть конфликты интересов, и весьма прибыльные. Их сложно отследить, когда на кону миллионы долларов».
Действия инвестбанков, пусть и законные, могут вызвать еще больший гнев инвесторов, особенно розничных, и без того расстроенных тем, как было проведено IPO. Начало торгов акциями компании, оцененной в ходе IPO в $104 млрд, началось с опозданием на полчаса из-за технических проблем у биржи Nasdaq. Акции были размещены по $38 за штуку, и в первый день торгов, в прошлую пятницу, удержались на этом уровне благодаря скупке со стороны Morgan Stanley. Однако в понедельник они рухнули на 11%, а во вторник – еще на 8,9%, дав возможность тем, кто продавал их вкороткую, хорошо заработать. По итогам четверга они стоили $33,03.
По мере падения котировок спрос со стороны «шортистов» сильно вырос, и каждый, кто получил акции при размещении, мог дорого отдать их в долг. По данным Роберта Слоуна, управляющего партнера нью-йоркской S3 Partners, консультирующей хедж-фонды, в прошлую пятницу заемщики платили за акции Facebook от 10% до 40% в годовом исчислении. Между тем обычно ставка при таких операциях с акциями крупных компаний составляет 0,25%-0,5%.
В первый день торгов по крайней мере 25% оборота, или более 143 млн акций, пришлось на короткие продажи, свидетельствуют данные бирж, на которые приходится почти весь объем торгов акциями Facebook (листинг они получили на Nasdaq, но торги могут идти и на других площадках). В понедельник этот показатель снизился до 16%, во вторник вырос до 20%, а в среду составлял уже не менее 36%.
Представители Goldman, JPMorgan и Morgan Stanley отказались от комментариев.
Перевод Михаила Оверченко