Из чего складывается процентная ставка в микрофинансовой организации
Кстати, положительные тенденции в данном секторе уже заметны. Например, сотрудничество с государственным МСП-банком дает возможность микрофинансовым организациям выдавать займы под 18%, что вполне может конкурировать с банковскими предложениями для малого и среднего бизнеса.
После недавнего скандала, связанного с выдачей микрозаймов под несколько тысяч процентов годовых на Почте России, только ленивый не высказался по поводу ограничения ставок микрофинансовых организаций. Однако мало кто задумывается о том, что, с экономической точки зрения, подобная мера нецелесообразна и может привести к исчезновению рынка МФО как такового.
Заем на рынке микрофинсирования – это услуга, которая имеет свою реальную себестоимость, состоящую из вполне осязаемых величин. Вполне логично, что у микрофинансовых организаций, работающих с различными категориями заемщиков, эти значения будут существенно различаться. Например, средняя ставка в МФО, кредитующих малый бизнес, - от 30 до 80%, тогда как организации, выдающие займы «до зарплаты» частным лицам, как правило, держат ставку на уровне тысячи и даже нескольких тысяч процентов годовых. В значительной степени это связано с тем, что одной из слагаемых стоимости займа в МФО является риск невозврата средств. Клиенты микрофинансовых организаций, получающие займы при наличии минимального комплекта документов, априори менее надежны, нежели заемщики в банках.
В то же время процентные ставки по займам юридическим лицам ниже в силу объективных причин – бизнес является более прогнозируемым в финансовом плане. Практически все предприниматели могут предложить залог по кредиту (правда, чаще всего низколиквидный), что способствует частичному снижению рисков.
Физические лица, то есть простые граждане, увы, практически никогда не имеют залога, а значит, выдавая им кредит, МФО рискует существенно больше. Как правило, из заемщиков, которые взяли микрокредит на потребительские нужды, каждый пятый точно его не вернет.
Вторая составляющая ставки – это доступные источники фондирования. Для микрофинансовой компании существует 1-2 источника получения денежных средств, в то время как у банков их значительно больше.
Банковские учреждения имеют доступ к денежным средствам на рынке ссудных капиталов, они могут занимать под невысокие проценты у ЦБ, а также привлекать финансовые средства вкладчиков. У МФО многих из этих инструментов попросту нет, а, значит, для них фондирование обходится намного дороже.
Главный источник ресурсов для микрофинансовой организации – средства акционеров. Привлекать вклады МФО намного сложнее: сбережения их клиентов не застрахованы, в отличие от банковских депозитов. По закону, сумма вклада в МФО должна превышать 1,5 млн руб., что также отпугивает инвесторов.
Еще один источник ресурсов для МФО – средства коммерческих банков, являющихся зачастую посредниками. Получение банковских кредитов автоматически повышает процентную ставку, так как, выдавая кредит микрофинансовой организации, банк автоматически включает в него и свою маржу.
Нельзя исключать из себестоимости услуг МФО затраты на инфраструктуру и содержание офисов. Если микрофинансивые организации, обслуживающие частных лиц, могут иметь лишь нескольких представителей в регионе, то компании, которые выдают займы предпринимателям, как правило, обустраивают полноценные стационарные офисы, а их специалисты часто выезжают на место, чтобы оценить бизнес клиента. При этом менеджеры консультируют клиентов, проводят финансовый анализ, на который сами предприниматели зачастую не способны. Обслуживание этой структуры дополнительно влияет на увеличение ставки по займу.
Помимо этого, коммерческие МФО являются все же бизнес-проектами, и их владельцы должны получать доход от своей деятельности. Поэтому в величину процентной ставки заложена также и прибыль организации. Как правило, величина маржи конкретной компании зависит от уровня спроса и предложения на услугу. Таким образом, в условиях конкуренции микрофинансовые организации, слишком завысившие или занизившие проценты по займу, рано или поздно будут вынуждены уйти с рынка.
Если судить по вышеперечисленным факторам, можно сделать вывод о том, что на фоне возрастающей угрозы второй волны кризиса и нарастающего оттока капитала из страны ожидать в ближайшее время резкого снижения процентной ставки МФО нет оснований. Законодательно ограничить ставки тоже не получится – принятие подобного закона может привести лишь к тому, что многие МФО будут использовать «серые» схемы ведения бизнеса. Необходимы комплексные меры, которые помогут микрофинансовым организациям получать дешевое фондирование. В этом случае МФО смогут снизить ставки по займам, что позволит им работать с большим числом заемщиков, а, значит, диверсифицировать свой портфель в сторону более надежных клиентов.
Постепенно снижается и средневзвешенная годовая ставка по выданным займам: так, в 2011 г., по данным Российского микрофинансового центра, она уменьшилась с 31,4% до 27% (без учета организаций, предоставляющих займы «до зарплаты»). При этом востребованность микрофинансовых услуг крайне высока – об этом говорит активный рост портфелей МФО. В прошлом году он увеличился на 34%.
Автор - гендиректор микрофинансовой компании «Финотдел».