Сбербанк инвестирует в электронный документооборот

Сбербанк намерен стать ведущим провайдером не только банковских, но и услуг в области информационных технологий. Ставка делается в том числе на предложения по электронному документообороту
А.Махонин
А.Махонин / Ведомости

Систему клиент-банк, которая создана в Сбербанке для юрлиц, дополнят услуги, которые позволят клиентам совершать весь внешний документооборот в одном окне. Клиенты смогут обмениваться первичными документами с контрагентами в электронном виде, при этом юридическая значимость этих документов будет сохранена, говорится в сообщении Сбербанка. Кроме того, появится возможность в электронном виде передавать отчетность в ФНС и другие госорганы. Сбербанк в прошлом году объявил, что инвестирует $700–800 млн в создание в «Сколково» центра разработки IT-инфраструктуры, создал IT-компанию «Сбербанк технологии», а ранее – систему закупок «Сбербанк-АСТ». Эти компании рассчитаны не только на Сбербанк и его клиентов, но и на услуги третьим лицам. Сколько на них и кросс-продажах IT-продуктов намерен зарабатывать Сбербанк, его представители не говорят.

Сбербанк приобрел компанию «Корус консалтинг СНГ», специализирующуюся на электронном документообороте. «Это не очень типично для банков, но мы хотим выйти на принципиально новый уровень, стать не просто банком, а мультисервисной компанией», – сообщил зампред правления Сбербанка Андрей Донских. В последнее время банки много вкладываются в IT-технологии, в основном для обеспечения дистанционными услугами населения, но мало кто пока предоставляет такие услуги корпоративным клиентам. Можно сказать, что банк первый на рынке делает настоящий виртуальный банк для корпоративных клиентов. «Обычно для юрлиц есть система клиент-банк, которую используют многие банки, но мало кто предоставляет весь спектр услуг по электронной подписи, т. е. без посещения отделения», – говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.

«Не стоит рассматривать инвестиции Сбербанка в IT как непрофильные. Они так или иначе связаны с банковским бизнесом до тех пор, пока не купили, к примеру, интернет-магазин», – поясняет Порывай. «Развитие IT заметно увеличивает стоимость банка. У компаний, бизнес которых связан с интернет-технологиями, мультипликатор для оценки капитала выше, чем у просто банка», – говорит он.

ВТБ помогает клиентам переходить на электронный документооборот, это составляющая часть комплексного обслуживания клиентов. Модель окупаемости, как правило, достаточно сложная, объясняет его представитель: если взять оценочно стоимость бумажного документооборота в 1 млн руб., то на третий-четвертый год жизни аналогичный электронный документооборот начнет стоить 800 000 руб. и каждый последующий год будет снижаться, приближаясь к 500 000 руб.