Недостатки производительности труда – фундаментальный фактор мирового экономического кризиса
Текст написан в соавторстве с Сергеем Суптельным, аналитиком Газпромбанка
Текущему мировому экономическому кризису, динамике его развития и выявлению основополагающих причин будет посвящено еще бессчетное количество трудов. Фундаментальных первопричин множество, но важнейшие из них – недостатки в производительности труда отдельных стран, организаций и проектов. Долговые проблемы и сложности с ликвидностью на рынке – лишь верхняя часть айсберга; более сложной и глубинной проблемой являются недостатки в области эффективности и конкурентоспособности, важнейшим фактором которых является производительность труда и качество рабочей силы.
Пример стран Европейского союза наглядно демонстрирует, как важно соизмерять долговую и экономическую политику с уровнем и динамикой развития производительности и рынка труда. По мере того как наметился прогресс в фискальной консолидации в ЕС, все более актуальным становится вопрос о необходимости повышения конкурентоспособности региона и изменении структуры фундаментальных факторов, влияющих на здоровье экономической системы и отвечающих за экономический рост.
Производительность, включая производительность труда, складывается в каждой стране под влиянием большого числа исторических и экономических особенностей, что обусловливает, например, более высокие абсолютные показатели производительности развитых стран по сравнению с показателями развивающихся. Однако развитым странам значительно сложнее поддерживать темпы роста производительности наравне с развивающимися, в которых даже небольшой абсолютный прирост в расчете на человека означает бурный подъем в экономике. Согласно последним данным организации Conference Board из базы данных Total Economy Database за 2011 г., производительность труда на человека в час в США составляет $61, в странах ЕС сильно варьируется (так, в Греции – порядка $35, в Португалии – $26, а во Франции уже $56), в России она равна $19, а в Китае и Индии – $7,5 и $4,1 соответственно.
Важнейший критерий, который позволяет оценить картину более объективно, – относительные затраты на сотрудника в общей величине добавленной им стоимости. Любопытно, что и выработка, и затраты на одного сотрудника в Китае – одни из самых низких в мире, что, однако, дает один из самых высоких коэффициентов отдачи рентабельности трудовых ресурсов.
Дороговизна рабочей силы, повышение производительности которой стало затруднительно, – одна из причин серьезного замедления экономического роста в ряде развитых стран. Темпы роста производительности труда по группам стран и отдельно взятым наиболее интересным представителям этих групп позволяют объективно сравнивать скорость экономического развития и свидетельствуют о быстрорастущей конкурентоспособности группы БРИК, включая Россию, а также доли их рынка. При расчете данных Всемирного банка прирост производительности труда, выраженный в среднегодовом ВВП на человека, в 1999-2011 гг. составил в Китае приблизительно 200%, в Индии – 77,5%, в России – 73,5%, в США – 19%, в ЕС – 8%.
Решение проблем ЕС невозможно без реформы рынка труда и роста численности занятых. Официальные данные ЕС свидетельствуют о высокой доле безработных, причем максимальные показатели – в странах PIIGS (Португалия, Ирландия, Испания, Италия, Греция). Социальная господдержка в развитых странах, включая пособия по безработице, размер пенсионного обеспечения и возраста, выступает негативным стимулом для экономически активного населения, в то время как в развивающихся странах со слабым социальным обеспечением занятых оказывается больше. Миграция и замещение вакантных мест работниками из других стран характерны для стран ЕС, однако, как правило, заполняются наиболее низкоквалифицированные места, что, увеличивая размер рабочей силы, незначительно влияет на производительность.
Особое значение имеет создание необходимой технологической и институциональной базы для реализации потенциала человеческого капитала, включая рост качества образования, развитие предпринимательских навыков, снижение административных ограничений, развитие системы внедрения инновационных разработок и предложений. Много и часто говорится о качестве человеческого капитала и, в частности, уровне образования в России. Примерно 55% возрастной группы от 25 до 34 лет в России имеют высшее образование, по сравнению с 41% во Франции, 40% в США, 39% в Финляндии, 28% в Греции и 13% в Китае. Но образовательная структура профессиональной подготовки кадров в России не полностью соответствует потребностям бизнеса. Действительно ли экономике нужно столько выпускников с высшим, но зачастую невысокого качества образованием, притом что явно не хватает работников со средним специальным образованием? Данные о производительности в России показывают, к сожалению, недостаточно эффективное использование потенциала человеческого капитала. И все это несмотря на то, что за период с 1999 г. удалось увеличить производительность труда в России более чем на 45% относительно показателей ведущих стран, то есть примерно на 7% в год в абсолютных показателях. Однако такое улучшение было во многом связано с увеличением численности трудового населения и более полной загрузкой производственных мощностей (до более чем 80% по сравнению с 45% в 1998 г.). Потенциал дальнейшего роста показателей производительности за счет тех же факторов ограничен и требует уже качественных изменений.
Для дальнейшего увеличения производительности труда России необходимо внедрять новые технологии в производственный и сбытовой процесс, то есть переводить экономику на так называемый инновационный путь развития, а также более эффективная готовить и использовать трудовые ресурсы. Интересен пример Финляндии, которая, переживая тяжелейший экономический кризис в 1989–1993 гг., существенно наращивала инвестирование в научно-исследовательские разработки (увеличив его более чем в два раза - до 4% ВВП), что помогло преодолеть кризис производительности. Затраты в данной сфере у стран Скандинавии находятся на стабильном уровне в 3-4% от ВВП, в то время как в среднем по ЕС – около 2%, в США – 2,7%, в Китае – 1,5%, а в России – 1%. Примечательно, что именно Китай постоянно наращивает долю затрат в данной сфере, в то время как в большинстве стран ЕС показатель в течение последних 20 лет остается неизменным. В странах Южной Европы показатель инвестирования в научно-исследовательские разработки почти вдвое ниже, чем в среднем по ЕС, и близок к показателю России.
Основной ресурс в постиндустриальном обществе – человек и его возможности. К тому же разница между квалифицированной и неквалифицированной рабочей силой означает для человека разницу между достатком и бедностью. Необходимость роста производительности труда при заданном ресурсном ограничении является серьезной проблемой для современного мира, влияющей на потенциал роста, экономическую стабильность и, как следствие, уровень социальной напряженности. Именно выход на новый технологический уровень мог бы стать основой качественного развития экономики и преодоления текущего мирового кризиса.
Автор - первый вице-президент Газпромбанка.