Американские банки наращивают вложения в структурные продукты


За январь – сентябрь 2011 г. банки США увеличили вложения в инструменты, обеспеченные пулами ипотечных кредитов (collateralised mortgage obligations, CMO), на $82 млрд до $479 млрд (данные Федеральной корпорации страхования депозитов США). CMO обычно имеют несколько траншей, каждый со своим купоном и сроком погашения. Выпуски CMO могут быть разработаны в соответствии с требованиями конкретного банка, чтобы помочь ему сохранить капитал на нужном уровне.

Доля CMO на балансах банков за первые девять месяцев 2011 г. почти удвоилась до 3,47%, тогда как доля казначейских облигаций США сократилась на 0,17 процентного пункта до 1,25% от общего объема активов.

Интерес к CMO вызван низкими котировками – сейчас доходность по этим инструментам выше, чем по казначейским бондам или более простым инструментам, обеспеченным ипотекой. Благодаря заточенности под нужды конкретного банка CMO более привлекательны, чем обычные инструменты с ипотечным обеспечением. «Бизнес CMO включает в себя покупку инструментов с ипотечным обеспечением, разделение их на транши и продажу пакета траншей по более высокой цене», – сказал Стивен Абрахамс из Deutsche Bank. По его мнению, для банков в трудной финансовой ситуации покупка таких инструментов имеет смысл.

«Мы видим, что банки пускают в дело денежные средства для покупки краткосрочных инструментов, включая CMO», – говорит аналитик Nomura Брайан Форан. В отличие от CDO категории subprime, ставших катализаторами финансового кризиса, большинство выпусков CMO, которые банки покупают сейчас, обеспечено ипотечными кредитами, имеющими гарантии правительства США.

«Если, как это подразумевается, гарантии правительства надежны, то риск связан только с процентными ставками», – говорит Форан. Это значит, что CMO могут принести банкам убытки только в случае внезапного роста ставок. Рост спроса на CMO со стороны банков может также способствовать снижению ставок по некоторым ипотечным кредитам благодаря подогреванию спроса на ссуды и инструменты, ими обеспеченные, считают аналитики. Тем не менее для банков CMO гораздо дороже, чем более простые ипотечные инструменты.