Еврокомиссия заблокировала слияние Deutsche Boerse и NYSE Euronext

Антимонопольные органы посчитали, что на рынке биржевых деривативов объединенная компания получит доминирующее положение
AP

Европейская комиссия заблокировала слияние биржевых операторов Deutsche Boerseи NYSE Euronext, сообщили компании. Несмотря на меры, которые они предложили, чтобы снять претензии антимонопольных органов, “Европейская комиссия заключила, что объединение серьезно подорвет конкуренци”, говорится в пресс-релизе компаний.

По словам высокопоставленных европейских чиновников, которых цитирует Financial Times, комиссар по антимонопольной политике Хоакин Альмуниа сегодня получил согласие большинства коллег на запрет на слияние после бурных дебатов. По мнению еврокомиссара и его коллег, в результате сделки будет создана структура, обладающая доминирующим положением на европейском рынке биржевых деривативов, что подорвет конкуренцию.

При слияния были бы объединены их европейские площадки компаний по торговле деривативами – Eurex (принадлежит Deutsche Boerse, крупнейшая в Европе биржа производных инструментов) и Liffe (принадлежит NYSE Euronext, вторая в регионе). В результате на них приходилось бы более 90% объема торгов биржевыми деривативами в Европе. Доля в торговле акциями у объединенной биржи была бы около 30%. Антимонопольное ведомство отвергло доводы представителей NYSE Euronext и Deutsche Boerse, утверждавших, что рынок биржевых деривативов глобальный и что объединенной компании все равно придется конкурировать с американской CME Group (объем торгов деривативами у них получался примерно одинаковым). Чиновники также не приняли довод, что с биржами конкурируют внебиржевые площадки.

В январе, когда стало ясно, что антимонопольные органы могут заблокировать сделку, компании даже обратились напрямую к председателю ЕК Жозе Мануэлю Баррозу, утверждая, что запрет повредит европейским биржам и приведет к перетоку торгов в другие регионы.

«Регулятор нужен для того, чтобы представлять интересы и желания регулируемых, в данном случае – клиентов, банков и брокеров. Судя по всему, они [Еврокомиссия] не хотят консолидации”, – сказал Bloomberg перед объявлением Питер Рэндалл, который способствовал серьезному обострению конкуренции между торговыми площадками Европы. Рэндалл – сооснователь Chi-X Europe, которая стала крупнейшей альтернативной площадкой по торговле акциями в Старом Свете.

О слиянии было объявлено 15 февраля 2011 г. Предполагалось, что в объединенной компании Deutsche Boerse, которая выступит покупателем, получит 60%, а NYSE Euronext — 40%. Размер сделки должен был составить $9,5 млрд; с тех пор он сократился примерно до $7,3 млрд из-за снижения цен акций Deutsche Boerse, которыми предполагалось оплачивать покупку.

Совокупная капитализация компаний, которые торговались бы на объединенной бирже, составляла в момент объявления рекордные $15 трлн. Однако основной экономический смысл слиянию придавали именно деривативы. Бизнес по торговле ими у NYSE Euronext и Deutsche Boerse оценивался в $25 млрд – больше, чем совокупная капитализация компаний до объявления о сделке. А бизнес по торгам акциями доставался Deutsche Boerse фактически бесплатно.

Около года назад сразу несколько бирж объявили о планах объединиться, но единственной доведенной до конца сделкой стало слияние РТС и ММВБ (объединенная биржа заработала 19 декабря). В начале 2011 г. сначала Сингапурская фондовая биржа объявила о поглощении Австралийской биржи за $8,8 млрд, затем о слиянии объявили Лондонская фондовая биржа (LSE) и TMX Group, управляющая Фондовой биржей Торонто. В феврале к гонке подключились NYSE Euronext и Deutsche Boerse, тогда же о слиянии объявили ММВБ и РТС. Но активность быстро пошла на спад. Уже в апреле австралийские регуляторы отказали сингапурцам, а затем консорциум канадских банков сделал контрпредложение о покупке TMX, и сделка с LSE в итоге развалилась.