Мы шестой месяц подряд снижаем прогноз роста мировой экономики


Мы ожидаем снижения в 2012 г. темпов роста мировой экономики, однако ситуация будет различаться по регионам и странам. Рост замедлится (с учетом текущих валютных курсов) с 4,2% в 2010 г. и порядка 3% в 2011 г. до 2,5% в 2012 г., или с 5% до 3,7% и до 3% соответственно по паритету покупательной способности валют (РРР); это несколько ниже средних темпов роста в долгосрочной перспективе. В 2013 г. ожидается небольшое восстановление – до 3,1% (3,6% по PPP).

Мы уже шестой месяц подряд снижаем прогноз на 2012 г., и масштабы этого снижения – самые значительные за 12 лет (за исключением рецессий в 2001 – начале 2002 г. и в конце 2008 – начале 2009 г.). За последний месяц мы снизили прогнозы на 2012-2013 гг. в еврозоне, Китае, Чехии, Венгрии, Гонконге, Индии, Корее, Польше, Великобритании и ряде других стран.

По России прогноз пока не меняется: мы ожидаем реального роста ВВП на 4% в 2011 г., снижения до 2,5% в 2012 г. из-за ограниченной ликвидности на внутреннем рынке и замедления мировой экономики, а затем ускорения до 4,2% в 2013 г. Впрочем, не исключены и положительные сюрпризы: в частности, в 2012 г. курс рубля и рост ВВП могут оказаться выше нашего прогноза, если цены на сырьевые товары сохранятся на высоких уровнях.

Следующий год будет проходить под знаком постепенного замедления роста мировой экономики, но без повторения острой рецессии 2009 г., когда ВВП сократился на 2,3% (с учетом текущих валютных курсов). Однако мы ожидаем значительного расхождения показателей между регионами. Долговой кризис в еврозоне будет обостряться, и мы считаем, что, стремясь предотвратить ее дезинтеграцию и беспорядочные дефолты отдельных стран, Европейский центральный банк и правительства стран-кредиторов предпримут решительные шаги. Но даже с учетом этого мы ожидаем, что спрэды по европейским гособлигациям останутся весьма широкими вплоть до конца 2012 г. В еврозоне, вероятно, уже начинается рецессия: ВВП сократится в IV квартале, спад может продлиться в 2012 и 2013 гг.

По нашим сегодняшним оценкам, реальный ВВП еврозоны снизится на 1,2% в 2012 г., хотя месяц назад мы предсказывали снижение на 0,3%, а четыре месяца назад – рост в 1,2%. Великобритания, вероятнее всего, будет близка к рецессии, также ожидается значительное замедление роста в Восточной Европе.

В целом темы роста ВВП в еврозоне и Великобритании с 2008 по 2016 г. будут такими же, как в первые восемь лет «потерянного десятилетия» в Японии, длившегося с 1992 г., или даже ниже.

В США мы прогнозируем небольшой, но стабильный рост в 2012 г. и в последующие годы, а также по-прежнему относительно устойчивый, хотя и замедляющийся, рост в 2012 г. в развивающихся странах Азии, Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. В целом мы прогнозируем вялый рост развитых экономик (0,9% в 2012 г. и 1,2% в 2013 г.), при том что на развивающихся рынках он составит порядка 5,1 и 6% соответственно.

В результате возрастет зависимость глобальных показателей роста от ситуации в Китае. Запаздывающий эффект от принятых ранее мер по ужесточению денежно-кредитной политики и снижение роста экспорта, скорее всего, ограничат рост ВВП Китая планкой в 9% в IV квартале (по отношению к аналогичному периоду 2010 г.) и в дальнейшем. Тем не менее Китай продолжит обеспечивать значительную часть глобального роста. На протяжении 2012-2016 гг. Китай обеспечит примерно треть роста мирового ВВП, что приблизительно вдвое больше, чем США. Прямое участие Китая в мировом росте в 2012-2016 гг., как мы ожидаем, будет соответствовать вкладу США в периоды наибольшего влияния американской экономики (например, в 1996-2000 гг. или в середине 1980-х гг.).

Конечно, существуют определенные риски, которые могут повлиять на реализацию нашего прогноза. Во-первых, он подразумевает, что европейский кризис будет развиваться, но принятые политиками меры помогут сдержать его и смягчить, а такая оценка подвержена весьма значительным рискам. С другой стороны, ЕЦБ и государства-кредиторы могут публично заявить о готовности предоставить необычайно широкую поддержку, причем сделать это в скором времени и тем самым предотвратить дальнейший рост доходностей по гособлигациям; впрочем, мы считаем это маловероятным. Кроме того, есть вероятность, что страны-кредиторы и ЕЦБ не готовы предложить меры, которые будут поддерживать друг друга и которые необходимы Греции и другим периферийным странам, чтобы избежать дефолта.

Мы считаем, что вероятность выхода одой или большего числа стран из еврозоны составляет порядка 25-30%. Если это произойдет, то, скорее всего, ее покинет Греция. Имеется также небольшая вероятность, что Германия сочтет стоимость поддержки еврозоны чрезмерной и выйдет из ее состава вместе с другими ключевыми странами.

Во-вторых, опыт 2008-2009 гг. показывает, что избавление банками от долгов в период ослабления экономики (которое весьма вероятно в Европе) приводит к сильному спаду экономической активности, который может оказаться более значительным, чем в нашем базовом прогнозе.

В-третьих, мы опасаемся ухудшения ситуации в развивающихся странах Азии из-за замедления экспорта в Европу и последствий ужесточения денежно-кредитной политики. В частности, ограничения на покупку домов и квартир в Китае привели к резкому замедлению на рынке строительства и недвижимости. Если экономическая ситуация в развивающихся странах Азии существенно ухудшится, это может привести к применению властями более значительных денежных, кредитных и фискальных стимулов, чем предполагается в нашем прогнозе. В этом случае возрастает вероятность V-образного тренда в развитии экономики в 2012-2014 гг.

В-четвертых, наши прогнозы предполагают некоторое сокращение дисбалансов между странами с дефицитом и профицитом счета текущих операций, как на общемировом уровне, так и в еврозоне. Но сохранение этих дисбалансов создает дополнительные риски для экономики. Например, абсорбирование избыточных сбережений из стран с профицитом счета текущих операций может не пройти гладко, и страны с дефицитом прибегнут к протекционистским мерам или к разрушительной денежной политике в попытке вернуть себе рост, «украденный» импортерами.

Автор - главный экономист Citigroup.