В бюджет заложен опасно оптимистический прогноз цены на нефть
Проект трехлетнего бюджета получился военно-социальным, а сокращение дефицита в 2014 г. – техническим. Расходы бюджета автоматически снижаются из-за повышения с 2014 г. страховых взносов, которого может и не произойти: за эти два года государство должно подготовить пенсионную реформуНынешний бюджет целиком предвыборный, сходятся во мнении эксперты. Например, правительство перед выборами не станет закладывать в бюджет повышение налогов, отмечает Владимир Тихомиров из ФК «Открытие», нельзя не учитывать политические факторы.
Минфин опубликовал вчера на своем сайте проект федерального бюджета на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. Документ внесен в правительство и должен поступить в Госдуму до 1 октября, говорит представитель Минфина.
После обещанного в этом году сбалансированного бюджета (или даже профицитного) в следующие три года Минфин ждет дефицита: 1,5% ВВП, затем 1,6%, а в 2014 г. дефицит сокращается более чем вдвое – до 0,7% ВВП (на 526,5 млрд руб.). Именно в 2014 г. серьезно уменьшаются расходы на социальную политику – на 0,6% ВВП (434,9 млрд руб.).
Но сокращение дефицита может оказаться техническим. С 2014 г. страховые взносы с зарплат снова учтены по ставке 34% – «т. е. не в реальном диапазоне», объясняет чиновник Минфина, поэтому и падают соцрасходы. Снижение общей ставки взносов с 34 до 30% с 2012 г. временное – на два года, за которые должна быть подготовлена новая пенсионная реформа, а до тех пор параметры бюджета на 2014 г. рассчитываются исходя из 34%.
Речь не идет об обязательном возвращении к 34%, подчеркнул вчера замминистра здравоохранения и соцразвития Юрий Воронин: решение будет приниматься на основе параметров пенсионной системы (цитата по «Интерфаксу»). Решение, какой должна быть оптимальная нагрузка на бизнес, может быть другим, заявил и председатель правления Пенсионного фонда Антон Дроздов (по «Интерфаксу»).
Сокращение соцрасходов и, соответственно, дефицита в 2014 г. в основном объясняется реформой страховых взносов, солидарны Антон Никитин из «Ренессанс капитала» и Владимир Назаров из Института Гайдара. Из-за снижения ставки расходы бюджета растут на 300–400 млрд руб. в год, а это как раз около 0,8% ВВП, говорит Никитин.
Социальные расходы часто не полностью распределены по годам, замечает Александра Суслина из Экономической экспертной группы, этим может объясняться такое существенное сокращение расходов на соцполитику в 2014 г.
Уровень страховых взносов – один из основных бюджетных вопросов, замечает главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева. Другой – заочный спор вице-премьера Алексея Кудрина, заявившего о неизбежности повышения налогов при сохранении уровня расходов, и премьера Владимира Путина, пообещавшего, что налоговая нагрузка расти не будет. Аппетиты правительства действительно высоки, говорит Цепляева.
Структура бюджета перекошена, отмечает чиновник Минфина. Расходы на оборону будут устойчиво расти, к 2014 г. на них будет приходиться почти пятая часть всех трат (см. статью на стр. 02). Зато бюджет будет все меньше тратить на здравоохранение, образование, экономику и ЖКХ. Помимо расходов силовиков будут расти лишь траты на обслуживание госдолга: согласно основным направлениям долговой политики Минфин намерен финансировать дефицит бюджета в основном при помощи займов, к 2014 г. госдолг вырастет более чем в три раза, до 17% ВВП.
При этом доходы бюджета по отношению к ВВП падают, в том числе нефтегазовые, замечает сотрудник Минфина. Дефицит прикрывает только дорогая нефть, реального сокращения дыры в бюджете нет, сетует чиновник.
В 2012 г. низкий дефицит бюджета возможен, но в дальнейшем он вряд ли будет сокращаться, считает Цепляева. Ненефтегазовый дефицит и так на уровне 12% ВВП, напоминает она. При прогнозировании дефицита бюджета страны-экспортеры обычно исходят из наиболее консервативных прогнозов цен на нефть, говорит Евгений Гавриленков из «Тройки диалог». В странах ОПЕК это $70 за баррель, в Казахстане – $75, в Азербайджане – $80, говорит Цепляева: «Мы пока шагаем шире».
Бюджет уже на следующий год может претерпеть существенные изменения, когда сменится правительство, считает Тихомиров. Будущие корректировки могут быть связаны не только с нефтегазовыми доходами и ставкой страховых взносов, но и с возможными реформами – пенсионной, тарифной – или с повышением налоговой нагрузки на население, рассуждает он. Подготовленный бюджет – это «сугубо арифметический расчет», резюмирует Гавриленков.