Кому необходимо спасение проблемных стран еврозоны от дефолта
Гипс снимают, клиент уезжает. Популярная фраза из популярного советского фильма сразу же пришла на ум после того, как стало известно, что представители так называемой «тройки» ЕС – ЕЦБ – МВФ в пятницу неожиданно решили уехать из Афин, заявив, что Греция не справляется с задачей сокращения дефицита бюджета. Вскоре после этого неназванный чиновник МВФ заявил, что страну ожидает «жесткий дефолт». Дефолт так дефолт. В академической и не только среде давно обсуждается тема полезности дефолта Греции. Действительно, как показывает опыт России в 1998 г., замена одного долга другим по большому счету ничего не решает, а просто позволяет еще ненадолго дефолт оттянуть. Греции и другим странам требуется уменьшить объем долга и не накапливать новый. Его можно списать или «переформатировать», как выражаются некоторые европейские чиновники, но так или иначе юридически это дефолт.
При этом любой дефолт, а особенно жесткий, открывает ящик Пандоры, когда неписаное табу на дефолт стран еврозоны будет снято и когда за Грецией, скорее всего, последуют другие страны, которые уже много раз назывались – Португалия, Ирландия, Бельгия, Испания и Италия. Проблемы Италии в общем-то такие же, как и у всех, но здесь есть одно очень существенное отличие – огромный объем долга, который составляет 120% ВВП, или 1,85 трлн евро, и который вырос за прошедшие 20 лет на 1 трлн евро. Итальянское правительство сейчас предпринимает лихорадочные попытки решить проблему или хотя бы предпринять шаги, которые позволили бы рассчитывать на продолжение покупок итальянских государственных облигаций со стороны ЕЦБ, что для Италии и Испании в последние недели стало настоящей «дорогой жизни».
Тем не менее политическая ситуация в Италии развивается таким образом, что премьер Берлускони и министр экономики и финансов Тремонти под давлением бизнеса вынуждены были отказаться от некоторых аспектов плана, что сразу же вызвало негодование со стороны центральных европейских органов и, как следствие, – де-факто приостановку ЕЦБ выкупа итальянских облигаций. Собственно говоря, и в Греции тоже недовыполнение плана по сокращению бюджетных расходов вызвано именно политическими ограничителями. Ни население, ни бизнес стран, которые должны сокращать расходы, чтобы претендовать на помощь МВФ и Евросоюза, не поддерживают такой политики. Как выразился профессор Миланского католического университета Джакомо Вачаго, «мы 10 лет притворялись, что мы - немцы, но это была иллюзия». Таким образом, похоже, он выразил общее в проблемных странах мнение, что евро ценой таких жертв им не нужен. Дефолт их, видимо, тоже не пугает.
Политические проблемы есть и у стран-доноров. Наиболее явно они проявились в Финляндии, где партия «Настоящие финны», наиболее активно выступающая против предоставления помощи другим странам - членам еврозоны – и занимающая третье место в парламенте по числу мандатов, стала, по данным опросов, и самой популярной в стране. Так же и в Германии ХДС, партия канцлера Ангелы Меркель, вчера проиграла выборы в земле Мекленбург – Передняя Померания, где находится избирательный округ самой фрау Меркель. Более того, ХДС проиграла во всех шести землях, в которых в этом году проходили выборы. То есть жители стран-доноров тоже не хотят участвовать в спасении своих соседей.
Получается, что спасение проблемных стран еврозоны от дефолта необходимо только одной группе интересов – банкам. У европейских банков уже и сейчас не прекрасная ситуация с уровнем капитализации, что их особенно тревожит в преддверии введения в 2015 г. более жестких норм по капиталу «Базель-III». Поэтому к дефолтам таких должников, как правительства европейских стран, они явно не готовы. Но в какой-то момент государства могут решить, что им дешевле рекапитализировать банки, чем бесконечно поддерживать их должников.
Этот момент, который, возможно, уже не за горами, станет поворотным и неизбежно приведет к волне дефолтов – причем остановится ли эта волна на странах, определяемых английской аббревиатурой PIIGS (Португалия, Ирландия, Италия, Греция, Испания), неизвестно. Что интересно, снятие вопроса государственного долга, возможно, не похоронит, а, наоборот, укрепит зону евро. Основной проблемный вопрос будет снят, необходимость разбираться с банками, которые уже давно вышли за национальные границы, приведет к большей консолидации регулирования, а вероятное в такой ситуации падение курса общеевропейской валюты поможет обеспечить экономический рост.