В Европе замораживают короткие продажи

Франция, Италия, Испания и Бельгия на 15 дней ввели запрет на открытие коротких позиций по акциям ведущих финансовых компаний
AP
AP

Несколько европейских государств вводят запрет на открытие коротких позиций по акциям финансовых компаний, чтобы обуздать высокую волатильность биржевых площадок и не допустить дальнейшего ухудшения финансового положения банков. Запрет вступает в силу в пятницу и продлится как минимум 15 дней.

Европейское управление по рынку ценных бумаг, недавно созданный европейский регулятор, объявил в четверг вечером, что Франция, Италия, Испания и Бельгия наложат ограничения на открытие биржевиками коротких позиций (их используют участники рынка, играющие на понижение котировок – они берут акции в долг у брокера, продают их, а после падения цены откупают). Банки этих четырех стран считаются наиболее уязвимыми в Европе перед бушующим долговым кризисом, и в последние недели инвесторы любыми способами избавлялись от их акций. В среду, например, акции французского Societe Generale падали более чем на 20% на слухах о возможном банкротстве банка.

Ограничивая открытие коротких позиций, европейские чиновники пытаются всячески остановить кризис доверия европейским банкам и континентальной финансовой системе, которая в последние две недели находится в состоянии повышенной нервозности, отмечает The Wall Street Journal. Но это решение вряд ли найдет единодушное понимание на рынке. Короткие продажи – широко используемый инвесторами инструмент, который считается полезным для общего самочувствия рынка. Решение четырех стран уже вызвало озабоченность у панъевропейских электронных торговых площадок, таких как Chi-X Europe и BATS Europe. На них торгуются акции компаний разных стран, но сами площадки расположены в Лондоне и подчиняются Управлению финансовых услуг Великобритании (FSA), которая запрета на короткие продажи не ввела. Их юристы ведут переговоры с FSA, чтобы определить, должен ли запрет четырех стран затронуть их клиентов, сообщает Financial Times.

Также возникают вопросы, будут ли действенны эти ограничения. Высокая волатильность в акциях европейских банков и компаний в последние недели была спровоцирована растущими опасениями относительно слабости экономик западного мира и тем, что принимаемые политиками меры может не помочь. К тому же основная рыночная активность происходит не в этих четырех странах, которые замораживают короткие позиции.

Французский рыночный регулятор сообщил, что ограничит короткие позиции для внешних и внутренних инвесторов для бумаг 11 национальных банков, среди которых BNP Paribas, Societe Generale и Credit Agricole. Исключения будут сделаны только для биржевых дилеров, которые по специальным контрактам будут помогать поддерживать ликвидность на рынке. Испания запрещает открытие коротких позиций для 16 банков и других финансовых организаций. Среди них Banco Santander и Bankia, который в прошлом месяце провел IPO, но находится в сложном положении.

Сегодня акции банков этих стран подросли, но и рынки в целом пока находятся в плюсе. Кроме того, положительную динамику показывают котировки банков тех стран, где запрет не вводился, например Великобритании и Германии.

Ранее на этой неделе короткие продажи ограничили Греция и Турция.

Регуляторы разных стран, включая США и Великобританию, ограничивали короткие продажи акций банков и финансовых компаний и в кризис 2008 г. Это не предотвратило обвального падения котировок, но тогда во многом была другая ситуация. Акции банков продавали не только спекулянты, но и инвесторы по всему миру: одним нужна была ликвидность, другие пытались освободить портфели от рисков, связанных с финансовыми компаниями. Сегодня, в отличие от 2008 г., ликвидности на рынках много, привлечь средства для их участников - не проблема. А поскольку таких проблем в финансовой системе, как в 2008 г., сегодня нет, многие долгосрочные инвесторы не избавляются от акций, будучи готовы переждать неспокойные времена.

Тем не менее у нынешнего запрета есть противники. «Это худшее, что можно было сегодня сделать. Это может дать рынку сигнал, что происходит что-то фундаментально плохое», – сказал FT Абрахам Луи, профессор французской бизнес-школы Edhec.