Чего ждать от рынков летом?
Этот вопрос для инвесторов звучит проще: когда закончится коррекция цен на сырьё и акции и как глубоко могут упасть рынки? После того, как в прошлую пятницу плохие данные по безработице в США резко убавили число оптимистов, всё больше инвесторов думает не о «постепенном и плавном снижении» в июне – июле, а о продолжении падения и росте волатильности. Пессимисты же заговорили о развороте долгосрочного тренда в ценах на сырьё и о том, что уже в 2011 г. мы увидим начало медвежьего рынка в минеральных ресурсах. Если правы последние, то даже в случае достаточно глубокой коррекции (на дополнительные 8-10% в ценах на нефть, ещё на 5 – 6% в индексе S&P500 и на 10-12% в РТС) нужно будет не покупать «как обычно» сырьевые компании и бумаги развивающихся рынков, а полностью менять инвестиционные и спекулятивные стратегии, приспосабливаться к новым реалиям.
Что движет рынками сегодня? Драматические события в арабском мире, катастрофа в Японии и даже грядущий греческий дефолт уже в основном заложены в ценеы биржевых товаров и ценных бумаг. Маловероятно, что там случится что-то ещё намного хуже. На самом деле, все перечисленные беды станут даже драйверами будущего экономического роста, т.к. избавят от застоя пострадавшие страны, заставят капитал и людей работать эффективнее. Землетрясение и авария на АЭС в Японии вообще может стать сильнейшим стимулом к модернизации экономики этой страны. Но перемены в экономиках Японии, Южной Европы и, тем более, арабского мира начнут сказываться на рынках не в текущем году. Сейчас инвесторы смотрят, в основном, на США и Китай, а в части товарной составляющей - на нефть и продовольствие. Динамика мирового ВВП, инфляция и рост сбережений сейчас влияют на рынки уже намного сильнее политических и природных потрясений. А определяется эта динамика в основном:
- сроками возобновления роста ВВП США хотя бы примерно на 3% в год;
- сохранением темпов роста ВВП КНР на близких к текущим уровнях;
- затяжным спадом в большинстве стран ЕС (за исключением, в первую очередь, Германии, Нидерландов, Польши);
- уровнем инфляции в США, ЕС и на развивающихся рынках.
Рост экономики США замедлился и, чтобы вновь «запустить» его, нужно увеличивать заимствования, не сокращать госбюджет и не ослаблять доллар слишком сильно. До осени, вероятно, новая стадия «количественного смягчения» (QE-3) начата не будет (не успеют договориться), а ФРС не начнёт поднимать ставки. Но нехватки денег в США не будет, особенно если Бен Бернанке сможет немного увеличить темпы инфляции. Именно из-за низкой инфляции (около 1,1% без учёта цен на нефть и ряд других видов сырья) корпорации США держат на счетах более $2 трлн наличности, не вкладывая их в экономику, в рискованные финансовые инструменты. В результате рабочие места создаёт только правительство (если бы не рост бюджетных расходов на эти цели при Бараке Обаме, безработица в США была бы в полтора раза выше).
Таким образом, QE-3 и рост инфляции помогут поднять темпы роста ВВП. В США восстановление начнётся быстрее, чем в ЕС, доллар будет постепенно укрепляться (от уровня $1,46 за евро он может подняться летом до $1,38-1,4). Фондовый индекс S&P-500 пройдёт «дно» на уровне 1180-1200 пунктов в июле-августе и начнёт расти осенью. Американские компании будут привлекать больше внимания инвесторов, и рынок начнёт расти. В последнем квартале «ралли» на фондовых рынках позволит заработать тем, кто купит акции летом, причём больше, чем тем, кто вкладывает в нефть и иное сырьё. Рост будет уже не в тех секторах, где мы видели его в первые два года после кризиса. Финансовый и сырьевой сектора будут отставать, а лидерами станет ИТ-индустрия и машиностроение, особенно – энергетическое.
Экономика КНР сегодня - главный фактор поддержания спроса на сырьё. Однако роста потребления сырья не ожидается, более того, именно незначительный спад в этой сфере напугал инвесторов в развивающиеся рынки и вызвал отток денег. Но КНР больше, чем любая иная крупная экономика мира, способна применять монетарные и фискальные инструменты для регулирования рынков. Цели китайцев – сохранить рост не ниже 9-9,5%, а, значит, они будут стараться не допустить укрепления юаня, перегрева в строительстве, сокращения экспорта и нового сырьевого пузыря. Сегодня это у них явно получается, и для рынков валют и сырья китайский фактор станет стабилизирующим. Китайские акции не покажут ралли в 2011 г., но и провала более чем на 6-8% летом не будет.
Экономика ЕС останется главной проблемой для рынков летом. Весь рост ВВП стран ЕС на 1,7% в год держится на Германии (без неё было бы 0,8%). Для «затыкания дыр» в Греции и других странах Южной Европы придётся увеличивать денежную массу – это лишь вопрос нескольких месяцев. В ожидании этого доллар США начнёт восстановление – триггером станет эскалация кризиса суверенного долга в еврозоне или просто улучшение макроэкономических показателей в США. Это повлияет на курсы валют большинства стран мира (до 70% всех рыночных активов на развивающихся рынках номинировано в долларах США). Летом, в основном, должен закончится carry trade, когда, занимая дешёвые доллары, инвесторы покупали дорожающее сырьё и растущие «сырьевые» валюты. Значительного оттока капитала из активов, номинированных в евро, летом ещё не начнётся, но рынки могут стать гораздо более волатильными в ожидании перелома тренда в курсе евро к другим основным валютам.
В европейские активы лучше не вкладывать средства этим летом т.к. курс евро может снизиться, а сами цены на активы далеки от дна. Исключением может стать Великобритания, привлекающая всё больше капиталов, бегущих из азиатских стран, Африки и России. Стоимость британских активов будет расти, и правительству будет не просто сдерживать повышение курса фунта.
Нефть как главное сырьё и основной предмет товарных спекуляций будет держаться в диапазоне, нижней границей которого должен стать уровень между $85 и $90 (за сорт WTI). Спекуляция на рынке нефти будет не так активна, как было при «освоении» денег из QE-2. Подавляющее число спекулянтов нефтью сейчас имеет «длинные» позиции, которые начнут распродаваться летом с интенсивностью, зависящей от курса доллара и новостей с «арабских фронтов». Нефть, пожалуй, - единственный из массовых спекулятивных инструментов, который пока рано продавать в «шорт». Но российский рынок акций это поддержит лишь частично: политическая «неопределённость-2012» уже начала играть свою роль, и рост рынка акций может оказаться меньше, чем обычно при росте сырья, а падения, скорее всего, будут глубже.
Автор - управляющий директор Arbat Capital.