Никогда не рано определить стратегии выхода с рискованного рынка


Бен Бернанке встретился с представителями СМИ, это первая пресс-конференция руководителя Федеральной резервной системы США после заседания комитета по ставкам (кстати, до 1994 г. ФРС вообще публично не объявляла об изменении процентной ставки). Я думаю, само это стало большей «новостью», чем «новость» о том, что США реинвестирует доходы от программы количественного смягчения (QE2). Ожидать, что США полностью откажутся от этой программы, было бы равносильно ожиданию того, что наркоман завяжет с наркотиками без метадона.

Последствия очевидны и трагичны.

Рынки валют в соответствии с устоявшимся представлением основаны на относительных процентных ставках и последовавший за выступлением Бернанке обвал доллара, возможно, дал эмпирическую основу так думать. Но что заставляет меня задуматься – это оборотная сторона слабости доллара, т. е. сила евро. Греция проведет реструктуризацию долгов (во всяком случае, на это указывают цены кредитного дефолтного свопа – CDS), Португалия и Ирландия, конечно же, вскоре последуют за ней; регионы Испании тратят, не задумываясь о последствиях. И при этом евро все же является бастионом стабильности валютного рынка. Это странно. Возможно, эта тенденция сохранится в краткосрочной перспективе, но я не думаю, что общая слабость еврозоны оценена правильно. Да, я знаю, что позиции Германии сильны (безработица на самом низком уровне за последние 18 лет, выпуск продукции растет, не хватает квалифицированных рабочих кадров), однако Германия – это еще не ЕС; к тому же мы говорим о евро, а не о немецкой марке.

Заявление Бернанке – это еще один сигнал: мир все еще полон ликвидности, продолжайте рисковать, торгуя. Это слишком очевидно и окончится разочарованием для тех, кто забывает иногда контролировать риски. Инвестиции похожи на вождение автомобиля: если вы все время давите на газ (риск), то это неизбежно закончится автокатастрофой.

Однако тем временем рисковая торговля выгодна России и другим рынкам с высокой бетой (т. е. рынкам, динамика которых значительно выше динамики рынка-ориентира). Особенно много преимуществ получит Россия, так как напряженность на Ближнем Востоке сохраняет взвинченными цены на нефть (премию, заложенную в нынешнюю цену, аналитики Societe Generale оцениваются в $15-20). Таким образом, Россия получает двойную выгоду от нефтедолларов и избыточного потока ликвидности, направляющегося в те регионы, где представляется возможным получить быстрый доход. Не забудьте: выборы 2012 г. означают, что в ближайшие 12 месяцев Россия будет очень стабильной страной. Инфляцию будут пытаться снизить, социальные программы будут выполняться, будет стремление добиться внутренней гармонии: идеальное место для инвестирования.

Итак, каковы мои позиции, как и всех разумных и внимательных портфельных управляющих? Очевидно, я играю на риске. Эта торговля – самосбывающееся пророчество, которое все еще длится. Но в перспективе волатильность возрастет, когда многие займут эту позицию, чтобы не стать последними, кто все еще твердит о рисках. Спады будут более острыми, быстрыми и частыми; и как ночь следует за днем, бычий рынок будет замирать. Я уже оглядываюсь вокруг и примечаю, где находятся спасательные шлюпки; никогда не рано определить стратегии выхода, даже если некоторое время они вам не потребуются. Вы определили свои?

Автор - директор \"Ренессанс управления активами\".