Вместе с увеличением лимитов выплат по ОСАГО надо либерализовать страховые тарифы
Пожалуй, основной темой в сфере автострахования под конец прошлого года стало предложение Министерства финансов увеличить лимит выплат ОСАГО по имуществу со 120 000 до 400 000 руб., а за вред жизни и здоровью граждан, попавших в ДТП, – со 160 000 до 500 000 руб. Максимальный размер выплат ОСАГО при упрощенной схеме оформления ДТП теперь может составить 50 000 руб. (ранее – лишь 25 000 руб).
Лично я позитивно отношусь к предложению Минфина об увеличении лимита страховых выплат. Прежде всего потому, что все подобные инициативы направлены, в первую очередь, на создание наилучших условий для автомобилистов. Я сама не первый год вожу машину и понимаю, что существующие лимиты не полностью позволяют защитить интересы страхователей и потерпевших – они не менялись с 2003 г., когда был введен закон об ОСАГО. За это время цены на автомобильные услуги значительно изменились и 120 000 руб. часто не хватает на ремонт после ДТП даже подержанного автомобиля.
Вместе с тем, вполне логично говорить о том, что для осуществления выплат в предлагаемых размерах потребуется и соразмерное увеличение страховых тарифов по ОСАГО. Мы все прекрасно понимаем, что страховая компания - это бизнес, и она не может работать себе в убыток. Увеличение лимитов страховых выплат без увеличения тарифов приведет к тому, что страховщики начнут сокращать издержки и просто платить по заниженным нормативам ремонта, что сведет на нет прекрасную идею об повышении защищенности автомобилистов.
Несмотря на то, что пока нет достоверной информации о подготовке каких-либо предложений по повышению тарифов, нельзя не отметить, что представители Минфина в своих комментариях не раз заявляли, что понимают назревшую необходимость их пересмотра. Это, безусловно, позитивный тренд для страхового бизнеса и он может служить предпосылкой того, что вместе с интересами граждан будут учтены также интересы и страховых компаний.
Автомобильный рынок 2003 и 2011 годов – это два совершенно разных рынка. Идеальной ситуацией стала бы либерализация тарифов, которая позволила бы рынку самому регулировать стоимость полисов. Введение такой возможности даже вместе с увеличением лимитов страховых выплат вовсе не означало бы рост страховых тарифов для всех страхователей. При этом у компаний появилась бы возможность выделять наиболее и наименее убыточные категории клиентов и предлагать каждой справедливые цены, а также предоставлять своим клиентам официальные скидки. Ни для кого не секрет, что сейчас зачастую агентам платится до 20% комиссионных вместо максимально разрешенных 10%. Однако, после подсчета реальных затрат многие компании могли бы пересмотреть свою тарифную политику. Это также могло бы повлиять на общую ситуацию на дорогах, повысив заинтересованность граждан в более аккуратном и безопасном вождении и, следовательно, в экономии на покупке страхового полиса. А сегодняшняя система регулирования тарифов на государственном уровне приводит к уравниловке, когда "безаварийные" водители оплачивают премию наравне с теми, кто регулярно попадает в аварии, тем самым фактически оплачивая часть премии за них.
Либерализация тарифов на ОСАГО – это то, о чем мы говорим уже очень давно. Разумное регулирование со стороны правительства, безусловно, необходимо. По нашему мнению, стоит пресекать действия компаний, деятельность которых заведомо может принести вред потребителю, а также компаний, не имеющих достаточной финансовой устойчивости для покрытия убытков и выживающих только за счет ежегодного увеличения сборов. Кризис 2008-2009 годов уже показал, что такие компании не выдерживают конкуренции уже в первый год небольшого снижения продаж. В остальном рынок сам себя отрегулирует: демпингующая компания не сможет долго выдержать конкуренции и уйдет; с компанией, завышающей тарифы, произойдет то же самое.
Конечно, либерализация тарифов – это весомый фактор конкурентной борьбы. До введения прямого урегулирования, фактически, было все равно, где покупать полис ОСАГО – тарифы везде одинаковые, а в случае ДТП в страховую компанию, где вы купили полис, все равно будет обращаться другой участник аварии. Другое дело, когда стоимость полиса отличается и работает система прямого урегулирования – в такой ситуации выбор страховой компании становится осознанным и рациональным. Это, естественно, приведет к уходу с рынка недобросовестных компаний, которые просто не выдержат конкуренции. А это опять же на руку автомобилистам.
Автор - гендиректор \"Интач страхования\".