Инвестбанки будут зарабатывать на IPO, а не на брокеридже
Заработки инвестиционных банков по всему миру после кризиса сильно изменились, особенно это касается динамики прибыльности и рентабельности операций.
Традиционное направление - брокеридж - теснит прямой доступ к рынку, или DMA (direct market access). Он очень широко распространен на западе, а в последнее время уже и в России, хотя еще в недавнем прошлом этот инструмент использовался по большому счету только розничными инвесторами. Комиссия на такой вид операций крайне низкая -как правило, она составляет всего 0,04-0,08%. При этом комиссия, выставляемая брокерами банкам составляет 0,1-0,5%, в зависимости от банка и сделки.
А инвестиционные банки должны платить не только своим сейлзам и трейдерам, но и аналитическим отделам. Клиенты же, используя аналитические материалы, очень часто они торгуют напрямую с рынком, минуя банк. В результате уровень получаемой банком комиссии не компенсирует затрат на содержание большого штата. Получается, что чисто брокерские операции не рентабельны. Несколько крупных европейских банков уже сократили свои операции по торговле европейскими бумагами, так как на них больше нельзя заработать.
Но инвестиционным банкам на рынке всегда будет место - они нужны, например, для того, чтобы сводить компании с инвесторами при первичных размещениях (IPO). Приведу пример - в США за совершение сделки на сотни тысяч долларов можно заплатить лишь $100. Однако стоимость первичного размещения эмитента куда выше: она составляет порядка 9%. Таким образом, инвестиционные банки в США теперь зарабатывают в основном на размещениях, а на брокерских услугах, наоборот, скорее теряют деньги. В России услуга первичного размещения эмитента стоит пока порядка 4%.
Характеризуя современные рынки, я бы сказал, что прибыль от торговых операций сегодня малопредсказуема. В мире нет консенсуса. Вернее есть консенсус по поводу того, что не будет второго кризиса. Но при этом и хороших новостей тоже нет - рынки Бразилии, Китая и России находились примерно в таком же состоянии и в начале года. То есть можно сказать, что этот год прошел с колебаниями, но без изменений. Такого по большому счету не происходило, по меньшей мере, последние 15 лет.
Вспомним, как вели себя рынки в последние 20 лет: в 90-х годах мы наблюдали рост, затем в 1998 г.было плавное падение и - обвал. В 1999-2000 гг. рынок был мертвым, в 2003-2008 гг. наблюдался рост, после чего произошло резкое падение, затем - резкий рост.
2010 г. очень похож на начало 2000-х гг., и, если предположить, что развитие событий будет происходить по аналогичному сценарию, то сложившаяся ситуация может продлиться достаточно долго. Значит, делать деньги как в прошлом, управляя своей собственной позицией на постоянно растущем или постоянно падающем рынке, в этом году трудно.
Если посмотреть на количество IPO эмитентов в России, то можно сказать, что рынок корпоративных финансов находится в серьезном кризисе. Я могу привести пример размещения акций компаний «Протек» и «Русское Море», чьи акции упали на 45-55% с момента IPO.
Наиболее интересным на сегодня остается рынок долговых инструментов - здесь инвестбанки могут заработать деньги. Многие из тех, кто ищет менее рискованный инструмент инвестиций, предпочитают покупать облигации, а не акции, и любое размещение облигаций пользуется достаточно большим спросом. И это происходит даже при существующих проблемах с экономикой, когда доходность казначейских облигаций США находится практически на историческом минимуме. Глобальные инвесторы ищут безопасные инструменты.
Автор - управляющий директор по портфельным инвестициям ИФК \"Метрополь\".