Зачем Минфину рейтинговые агентства


Итак, свершилось - 17 сентября Министерство финансов опубликовало список аккредитованных рейтинговых агентств. В числе первых аккредитовано семь агентств, присваивающие рейтинговые оценки российским компаниям и банкам. Деятельность этих агентств проверена временем, в частности их оценки использовались в качестве одного из критериев как элемент в системе принятия решений ЦБ России и некоторых государственных корпораций. И вот еще один шаг - аккредитация в Министерстве финансов.

Если обратиться к истории вопроса то работа по созданию кодекса профессиональной этики, документа который входит в перечень критериев финансового министерства, началась еще три года назад до кризиса. Именно тогда были осуществлены первые успешные попытки сесть за стол переговоров, который в последствии стал рабочим столом. Благодаря этой работе и этическому кодексу, а также первой аккредитации при НФА оценки российских агентств были приняты в качестве критерия при допуске к беззалоговым аукционам ЦБ России, что позволило поддержать значительное число банков, особенно региональных не обладающих международными рейтингами в период проблем с ликвидностью на финансовом рынке.

Далее рейтинговые оценки использовались ВЭБ и РосБР про организации субординированных займов банкам и для реализации программ кредитования малого и среднего бизнеса. Не умоляя заслуги и определенной смелости в нестандартном решении перечисленных регуляторов и госкорпораций, следует отметить большую методическую и информационную работу, которую проделали агентства совместно с ассоциацией.

Именно тогда стало ясно, что рынок и регуляторы заинтересованы в наличии нескольких профессиональных суждений о риске выраженных в присваиваемых рейтинговых оценках. Тогда же стало абсолютно ясно что одного агентства не будет как монополиста, одно мнение не сможет претендовать на объективность.

Аккредитация рейтинговых агентств позволит в дальнейшем при определении критериев в системе принятия решений и в документах по аккредитации руководствоваться не только собственными взглядами и подходами, но и ссылаться на содержание авторитетного "реестра" с перечнем агентств. Это позволит активнее использовать рейтинговые оценки как элемент в системах управления рисками профессиональных участников и как качественная информация для инвесторов как квалифицированных так и не квалифицированных.

Итак, первый шаг на пути к формированию в России цивилизованного рынка рейтинговых услуг сделан. Он оказался достаточно длинным, но результативным. Примечательным является и тот факт что аккредитация в Министерстве Финансов проходила на общих основаниях для всех агентств действующих на территории России. При этом деятельность агентств не унифицируется, так как каждое агентство работает по собственным методикам и присваивает рейтинги в соответствии с разработанными ими шкалами.

Следующий этап - создание шкалы соответствия между шкалами используемыми агентствами, на основе методов сравнительного анализа результатов их деятельности. Результатом работы может стать документ о сопоставлении шкал агентств, адекватно применимый в разных секторах экономики и финансового сектора, и прозрачной для регуляторов рынков.

Автор - гендиректор Национального рейтингового агентства.