Греция мешает размещаться российским эмитентам
«Фактор Греции» спутал планы российских IPO – начавшие сделку компании спешно снижают ценовые диапазоны и уменьшают объемы размещений. Но спрос на акции сбили и сами собственники этих компаний, не оставляющие инвесторам возможности заработать, говорят экспертыВ такой ситуации провели IPO и SPO компании Eurasia Drilling, «Русское море», «Черкизово», «Протек» (см. табл.). На этой неделе должны завершить размещения еще три – «Уралхим», Кузбасская топливная компания (КТК) и ЛСР, а на начало мая запланирован прайсинг привилегированных акций «Мечела» и «Русагро».
Российские компании, запланировавшие на весну размещение своих акций, стали жертвами внешних обстоятельств. Последние две недели финансовые рынки штормит – многие сделки осложнились из-за транспортного коллапса в Европе, потом начались серьезные проблемы у глобального банка Goldman Sachs, а теперь инвесторы паникуют из-за возможного дефолта Греции. С локальных максимумов 15 апреля индекс РТС упал на 7,2% к вечеру последней среды (вчера он вырос на 1,64%). За это же время индекс MSCI World снизился почти на 3%.
Почти все из состоявшихся сделок не оправдали первоначальные ожидания эмитентов. Компания «Русское море» продала акции по нижней границе диапазона – $6–8 за штуку – и привлекла $90 млн из запланированных $130 млн. Контролирующий акционер «Черкизово» продал порядка 4,8% капитала по $20,25 вместо запланированных к размещению 7% по $20,25–22,57. ЛСР на днях снизила ценовой коридор для своих бумаг на 12%, в результате компания может привлечь на $100 млн меньше. КТК вчера понизила свои запросы на 15–28% до диапазона в $6,5–7,5 и уменьшила объем предложения на треть (см. статью на стр. 08). Оторваться от нижней границы первоначально заявленного коридора удалось лишь бумагам «Протека» – они разместились по $3,5 при диапазоне в $3,1–4,5.
«Инвесторы предпочитают пересиживать волну волатильности, которая поднимается в связи с Грецией», – говорит управляющий партнер фонда Marshall Spectrum Михаил Карт. Нервозность на глобальных рынках повлияла не только на российские сделки(см. врез), отмечает соруководитель инвестиционного и корпоративного банкинга Citi в России Святослав Славинский. «Греция влияет в основном на европейских инвесторов, они предпочитают ждать последнего дня подписки», – рассказывает источник, близкий к акционерам российского эмитента, проводящего сейчас road show.
Инвесторы, конечно, боятся «фактора Греции», но эти опасения влияют ровно настолько, насколько упал рынок – люди опустили свои «биды» на 6%, говорит управляющий фондом Starwood Capital Management Вячеслав Гундарь, который участвовал в нескольких последних IPO. Проблема этих размещений скорее в том, что российские компании себя оценивают по очень высоким мультипликаторам, а инвесторы хотят иметь акции, которые после покупки будут дорожать, отмечает он. Если бы последние IPO предлагали «интересные возможности», фонд бы принял в них участие, признается Карт, но этого не случилось. На «жадность» российских эмитентов в частных беседах жалуются топ-менеджеры ведущих инвесткомпаний – организаторов IPO. Россияне хотят снять с рынка все до копейки и не желают быть реалистами, сетует один из инвестбанкиров. Например, ЛСР хотела продать свои GDR за $10–11, хотя уже существующие расписки торговались по цене $9,3 (теперь коридор снижен до $8,5–9,5). А КТК оценила себя для размещения всего в 4 раза дешевле «Кузбассразрезугля», добывающего в 7,5 раза больше угля, и тоже была вынуждена корректировать ценовой диапазон.
Сейчас явно не 2007 г., когда практически на всех сделках был высокий спрос и многократные переподписки, констатирует директор департамента рынков акционерного капитала Unicredit Securities Михаил Соколов: «Но многие тогда обожглись, и это заставляет инвесторов гораздо более внимательно подходить к участию в российских IPO».
Если на рынках нервозность, то лучше отложить сделку до объявления о ней, советует Славинский. Универсального рецепта, как действовать уже начавшему сделку эмитенту, нет, один из подходов – расширить ценовой диапазон на 40–50%, тогда может произойти переподписка по нижней границе, что дает возможность компании повысить цену. Проблема в том, что все собственники компаний настаивают на своей цене и не любят ее снижать, ведь это оценка всего их бизнеса. Но важно, чтобы инвесторы видели потенциал роста котировок, резюмирует Славинский.