Как трейдер-драчун раскрыл глубоко законспирированную сеть инсайдеров
Скандального дела хедж-фонда Galleon Group об инсайдерских сделках могло бы и не быть без агента ФБР, трейдера Дэвида Слейна. Он тайно записывал разговоры с финансистами. С помощью Слейна ФБР уже задержало 21 человекСогласие Слейна сотрудничать с ФБР стало отправной точкой в расследовании в отношении второй группы. В 2007 г. он сам был задержан по обвинению в инсайдерской торговле.
Непубличный доход. $53
миллиона незаконная прибыль инсайдеров, причастных к делу Galleon (по данным федеральной прокуратуры Манхэттена)
В фильме Оливера Стоуна «Уолл-стрит» герой Чарли Шина надевает под одежду скрытый микрофон, чтобы добыть следователям улики против акулы фондового рынка и своего партнера Гордона Гекко (Майкл Дуглас), подозреваемого в инсайдерской торговле. Слейну пришлось это проделать в реальной жизни.
В уголовном иске, поданном минюстом в ноябре в федеральный суд Нью-Йорка, описывается помощь следствию человека под псевдонимом CS-1. На основании этой информации и интервью с вовлеченными в дело трейдерами, юристами и чиновниками The Wall Street Journal удалось идентифицировать его как Слейна. Слейн заявил, что он никак не связан с этим делом.
Но, как выяснила WSJ, Слейн, в частности, дал показания на своего друга Крэйга Драймала. Последний входил во вторую группу инсайдеров, одним из руководителей которой был бывший трейдер фонда Galleon Цви Гоффер по прозвищу Осьминожка (Octopussy), имевший огромное количество информаторов. Драймал, Гоффер и 12 других подозреваемых были арестованы в ноябре 2009 г. Месяцем ранее были задержаны шесть участников первой группы, включая руководителя фонда Раджа Раджаратнама (вины не признал, отпущен под залог в $100 млн) и бывшего топ-менеджера McKinsey Анила Кумара, признавшегося в инсайдерской торговле и сотрудничающего со следствием. Между двумя группами есть некоторые связи (так, Гоффер и Драймал какое-то время работали в Galleon), но в целом они действовали независимо.
За 27-летнюю карьеру на Уолл-стрит Слейн оброс широкими связями. С 1986 г. он работал в Morgan Stanley, в 1990-е гг. стал начальником отдела по торговле акциями на NASDAQ, т. е. находился в эпицентре технобума. Но в 1998 г. его и пятерых коллег обвинили в искусственном раздувании цен на акции с целью минимизации убытков. В 2000 г. Слейн был оштрафован на $100 000, ему на три месяца запретили работать в индустрии ценных бумаг.
Когда срок запрета истек, Слейн пришел в Galleon, где топ-менеджером работал его друг Гэри Розенбах. Вскоре Слейн уговорил взять ассистентом Драймала, работавшего вышибалой в ночном клубе. С ним Слейн подружился еще в 90-е гг. (тогда он занимался тем же), оба увлекались тяжелой атлетикой.
Характер у Слейна был несдержанный. В Morgan Stanley он однажды в порыве гнева расколошматил клавиатуру компьютера, а в другой раз полез с кулаками на коллегу, отказавшегося поделиться картофелем фри. В Galleon Слейн торговал акциями компаний из сектора здравоохранения, но результаты были невпечатляющими, пишет WSJ. Но в 2001 г. Слейн и Розенбах повздорили, перепалка закончилась дракой.
Вскоре Слейн ушел из Galleon. В поле зрения следователей он попал в 2007 г., работая в хедж-фонде Oracle Partners. Тогда 13 сотрудников UBS, Morgan Stanley и других компаний были обвинены в инсайдерской торговле (по другому делу) и один из них показал, что Слейн получал непубличную информацию в 2002 г.
На допросе в прокуратуре Слейна спросили, знает ли он людей, которые незаконно используют инсайдерскую информацию для обогащения. Он указал на Драймала.
В сентябре 2007 г. Слейн впервые прикрепил микрофон под одежду и отправился на встречу с Драймалом, на которой, рассказывается в иске минюста, тот дал ему лист бумаги с тикерами четырех компаний. Драймал попросил его уничтожить лист и торговать этими акциями «осторожно», так как информация о том, что готовится их поглощение, была непубличной. Исходит же она, сказал Драймал, из «золотого источника».
Затем Слейн отчитался о встрече сотрудникам ФБР. На следующий день под присмотром агента ФБР Слейн позвонил Драймалу и стал расспрашивать об этих компаниях. Тот отказался говорить по телефону: если бы разговор подслушали прокуроры, арестовать их было бы проще пареной репы, сказал он.
Впоследствии Драймал рассказал Слейну о готовящейся покупке 3Com и Hilton Hotels и о том, что его информатором был Гоффер (тогда работал в фонде Schottenfeld). Тот получил сведения о 3Com от юриста, работавшего над сделкой.
Впоследствии Слейн познакомился с самим Гоффером, который рассказал, что «друг детства из строительной отрасли» дал ему информацию о готовящихся поглощениях Alliance Data Systems, Avaya, 3Com и Axcan Pharma. В течение 2008 г. Гоффер, перешедший в Galleon, и Драймал убеждали Слейна вложить $2 млн в фонд Гоффера (Incremental Capital, начал работать в конце 2008 г.). На одной из встреч Слейн заявил, что не вложит деньги, если не узнает имени источника Гоффера. Тот ответил отказом.