$14 млн вместо $22,5 млрд
$14 млн неустойки и дешевый кредит на $4 млрд – во столько обошлась Bank of New York двухлетняя тяжба с таможней, требовавшей от банка $22,5 млрд. Главные проигравшие – американские юристы ФТСВчера адвокат таможенной службы (ФТС) Максим Смаль заявил в Арбитражном суде Москвы об отзыве иска к Bank of New York (BoNY, сейчас – BNY Mellon) в связи с заключением мирового соглашения. Крупнейшую в истории российского правосудия компенсацию в $22,5 млрд таможенники требовали за участие в 1996–1999 гг. служащих банка в вывозе капитала из России. Сумма иска рассчитана на основе американского антикоррупционного закона RICO, который позволяет требовать тройную компенсацию отмытой суммы с виновных в легализации доходов. Немного посовещавшись с арбитражными заседателями, судья Людмила Пулова прекратила производство по иску.
По итогам заседания BoNY и таможенники выпустили совместный пресс-релиз, в котором описали условия отзыва иска: BoNY без признания вины выплачивает $14 млн «в качестве возмещения судебных расходов». Столько же в 2005 г. банк заплатил по соглашению с прокуратурой Южного округа Нью-Йорка за отказ от преследования по этим же обвинениям.
Это выход для обеих сторон, говорит партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (советники BoNY) Дмитрий Афанасьев: «Россия получила компенсацию не меньше, чем правительство США, а банк экономит на судебных расходах и избавляется от неопределенности». По словам источника, близкого к одной из сторон, издержки BoNY уже превысили $14 млн.
В выигрыше и суд, которому не пришлось принимать решение по очень сомнительному иску, добавляет партнер Clifford Chance Иван Марисин, представлявший BoNY в суде.
Еще один итог мировой – кредиты российским банкам под экспортно-импортные операции, говорил в сентябре вице-премьер Алексей Кудрин: «Это акт доброй воли, [символизирующий] желание работать с Россией и показать свое отношение в трудный момент». Кредитная линия на $400 млн будет возобновляться каждые 180 дней в течение пяти лет (общая сумма – $4 млрд). По словам источника, близкого к процессу, речь идет о ставке LIBOR + 2,5%.
В числе банков – ВТБ, Сбербанк, говорит чиновник Минфина, ставку он называет не слишком льготной, «на рынке даже дешевле можно занять». Представитель ВТБ от комментариев отказался, запрос в Сбербанк остался без ответа.
Ставки низкие, но рыночные, согласен Егор Федоров из Банка Москвы: объем кредитной линии достаточен для одного крупного банка, но не нескольких. Для банка это отличная сделка, говорил ранее аналитик брокерской компании Rochdale Securities Ричард Бове, отслеживающий BNY Mellon: в нынешних условиях маржа банка превысит 0,8%, но, когда в 2010 г. ФРС начнет повышать ставки, она вырастет.
Единственной проигравшей стороной можно назвать флоридскую юркомпанию Podhurst Orseck, представлявшую интересы ФТС. Еще в 2008 г. Марисин на заседании суда обнародовал соглашение ФТС с Podhurst Orseck, по которому компания получала гонорар успеха в 29% от любой взысканной суммы: от $14 млн – $4,06 млн. В сентябре общие издержки по ведению дела партнер Podhurst Orseck Стивен Маркс оценил в несколько миллионов долларов, но точную сумму не назвал.
По словам двух источников, знакомых с соглашением, деньги будут перечислены на трастовый счет адвокатов, с которого они получат гонорар, а оставшиеся средства – на счета казначейства. Podhurst Orseck, в свою очередь, подпишет отказ от претензий по соглашению о представлении интересов, объясняют они, так что возможностей для международного преследования российского имущества по аналогии с делом Noga не будет. Маркс вчера на звонки не отвечал.