Суровая правда о нефти: она будет дорожать в ближайшие 25 лет
“Суровая правда заключается в том, что предложение нефти и газа <...> вряд ли будет поспевать за ростом спроса, который через 25 лет на 50–60% превысит нынешний уровень. Больше всего спрос будет расти в развивающихся странах, и темпы роста могут опережать ввод в эксплуатацию новых источников поставки [нефти и газа], стимулируя рост цен”, – говорится в проекте доклада “Суровая правда об энергии”, подготовленном по просьбе министерства энергетики США Национальным нефтяным советом (NPC). Совет представляет мнение работников нефтегазовой отрасли США. В подготовке доклада участвовали бывший гендиректор ExxonMobil Ли Рэймонд, гендиректор Chevron Дэвид О’Рейлли, гендиректор Schlumberger Эндрю Гоулд и др. С проектом документа ознакомилась The Wall Street Journal.
Мнение, представленное в докладе, – первое публичное признание нефтяников, что им не удастся обеспечить мир энергией. А ведь в конце 2005 г. Рекс Тиллерсон, тогда президент ExxonMobil, а с 2006 г. – ее гендиректор и глава совета директоров, говорил в интервью “Ведомостям”: “В долгосрочной перспективе причин для таких высоких цен на нефть нет. На данный момент объемы добычи удовлетворяют спрос, и пока этот баланс меняться не будет. Поэтому цены на нефть снизятся”.
Мэтью Симмонс, основатель инвестбанка Simmons & Co. International, давно предрекающий наступление нефтяного дефицита, объясняет, что слишком высокие цены оказались для нефтяников не благом, а проклятием: одни правительства стали вытеснять их из своих стран, чтобы самим получить побольше денег, а другие ввели (Россия) или планируют ввести (США) налоги на сверхприбыль.
Некоторые эксперты уже несколько лет предрекают нефтегазовый дефицит. Джим Роджерс, который вместе с Джорджем Соросом основал хедж-фонд Quantum, а сейчас возглавляет фонд Beeland Interests, еще в начале 2000 г. прогнозировал долгосрочный восходящий тренд на сырьевых рынках. “В рамках долгосрочного “бычьего” тренда цена нефти превысит $100, – говорил Роджерс в январе (тогда баррель нефти Brent стоил немногим более $50, упав в цене с пика в $78,4 в августе 2006 г.). – Она превысит и $150. Произойдет это в 2009 г. или в 2013 г., я не имею представления, но что произойдет – это точно”. Вчера цена августовского фьючерса на Brent поднималась до $78,07, а вечером составила $76,99.
NPC впервые с 1946 г. проанализировал ситуацию в мировой энергетике и экономике, считает Майкл Линч, президент Strategic Energy and Economic Research: “Ситуация серьезная, но не критическая”. Его авторы не уделили внимания вопросу о том, когда нефтедобыча в мире достигнет пика и начнет сокращаться, возражает Симмонс. “Мы должны готовиться к тому, что через 10, 15, 20 лет будет добываться 40–60 млн баррелей в день, а не 120 млн”, – говорит он. По оценке Международного энергетического агентства (МЭА), к 2030 г. спрос на нефть вырастет до 116 млн баррелей (в 2007 г. – 86 млн). В среднесрочном прогнозе МЭА говорится, что в ближайшие пять лет спрос будет превышать предложение, потому что прекратится рост добычи нефти во многих странах, включая Россию, Иран, Ирак, Венесуэлу и Нигерию.
Запасы нефти огромны – 13–15 трлн баррелей, но современные технологии позволяют добывать незначительную их часть, отмечают авторы доклада. Чтобы обеспечить себя энергией, страны мира должны развивать все альтернативные источники – от биотоплива и атомной энергии до добычи нефти из нетрадиционных мест, таких, например, как нефтеносные пески в Канаде, считают нефтяники. Они призывают экономить – повышать экономичность автомобилей, требования к энергосохранению зданий. Вместе с ценами на нефть будет расти спрос на альтернативную энергию и энергосберегающие технологии, отмечает Пол Меролли, аналитик Energy Intelligence. Но альтернативы нефти и газу пока не видно, признает Меролли: если владельцы легковых автомобилей еще могут пересесть на машины с гибридным двигателем, то грузовикам, кораблям и самолетам по-прежнему будет нужна нефть, констатирует он.
Тиллерсон, уже признавший, что баланс спроса и предложения нарушен, считает, что лет 10 без нефти миру не обойтись. “В США сжигается 1,32 млрд л бензина в день. Даже если бы производилось 113,5 млрд л биотоплива в год (сейчас – 18,9 млрд л. – “Ведомости”), т. е. 378,54 млн л на день, нам по-прежнему нужно будет 946,35 млн л бензина или дизеля, – заявил он в июньском интервью Financial Times и добавил: – Как-то я сказал журналисту: по всей вероятности, катафалк, на котором меня повезут хоронить, будет работать на бензине или дизеле”.