Социальные инвестиции бизнеса: как изменились акценты в 2023 году
О подходах крупных российских компаний в развитии социальной сферы в регионах присутствияВ 2022-2023 гг. у программ социальных инвестиций многих крупных российских компаний появились новые фокусы и акценты. В первую очередь речь идет о том, что в триаде ESG (экология, общество, управление) выросла значимость S – социального направления. Это подтверждает, в частности, исследование «ESG-повестка: стратегии коммуникаций в условиях новых рисков», проведенное компанией «Бизнес и общество» и центром развития филантропии «Сопричастность». Компании уделяют все больше внимания обучению персонала, охране труда, поддержке незащищенных групп населения. Помимо этого существует глобальный тренд на многообразие, инклюзивность и равные возможности для всех.
Стоит отметить, что объем инвестиций бизнеса в социальные проекты остался практически на прежнем уровне, и в целом ключевые проекты в регионах своего присутствия компании сохранили и развивают. Например, объем социальных инвестиций «Сибура» в 2022 г. практически не изменился по сравнению с 2021 г., а структура затрат ПАО «Газпром» по некоторым направлениям благотворительной поддержки даже увеличилась. В 2023 г. данный тренд сохранился: по данным исследования «Лидеры корпоративной благотворительности» от «Форума доноров», корпоративная благотворительность остается важной частью ESG-повестки российских компаний. Более того, сейчас роль благотворительной деятельности во взаимодействии бизнеса с обществом даже возрастает.
Очевидно, что в нестабильные времена общественный спрос на поддержку со стороны компаний растет. Люди ожидают от бизнеса не только помощи в решении актуальных проблем, но и активных действий, нацеленных на постепенные системные изменения к лучшему. Согласно исследованию, которое провели специалисты ЦСП «Платформа», 46% респондентов (против 24% годом ранее) считают, что бизнес проявляет социальную ответственность и становится одним из важных факторов стабильности в обществе.
Ряд новых направлений закрепляется в рамках долгосрочных ESG-стратегий компаний. Так, сейчас уже определенно можно говорить об инклюзии как о сложившемся тренде в сфере социальных инвестиций. Для компаний, которые стремятся к повышению качества жизни в городах своего присутствия, создание равного для всех общества – одна из ключевых задач. Например, «Мегафон» интегрирует цифровые технологии в социальную сферу: программа «Универсальный мобильный помощник» помогает социально-бытовой реабилитации инвалидов по зрению, делает их более самостоятельными за счет использования современной мобильной техники.
«Сибур» тоже активно поддерживает и реализует инклюзивные проекты на протяжении всего времени существования программы «Формула хороших дел»: через грантовые конкурсы, конкурсы волонтерских проектов. В 2022 г. инклюзия стала отдельным направлением работы программы, однако мы интегрируем инклюзивную часть в проекты и других направлений, таких как образование, спорт, культура. Например, в рамках «Школы баскетбола» проводятся юнифайд-матчи, объединяющие в одной команде юных спортсменов с особенностями развития и без них. Также мы оказываем грантовую поддержку инклюзивным инициативам некоммерческих и социальных организаций. Одна из них – «Окский ПараФест» – фестиваль спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Бизнес уже не первый год фокусируется на поддержке местных инициатив и является партнером власти, городских активистов и некоммерческих организаций в сфере социальных инвестиций. Реализуя социальные программы, компании стремятся к тому, чтобы активными творцами позитивных изменений в городах становились сами люди. Например, мы используем различные инструменты для поддержки местных инициатив – грантовые конкурсы для НКО, развитие корпоративного волонтерства, обучающие программы, которые помогают активистам и волонтерам повысить уровень знаний в подготовке и реализации социальных проектов.
Развитие волонтерства как мощного фактора социальных изменений – еще один тренд, запрос на который приходит из общества. И тут задача бизнеса – предоставить инструменты, которые максимально эффективно помогут жителям регионов присутствия достигать их целей сейчас и в долгосрочной перспективе, а самим компаниями строить диалог с активистами и некоммерческими организациями в городах. Так, «Русал» создает площадки для обсуждения и сбора обратной связи: экспертные советы, конкурсные комиссии, рабочие встречи, деловые игры. В их работе участвуют представители городских администраций, образовательных учреждений, НКО, экспертного сообщества, сотрудники, активные жители. На таких площадках вырабатывается совместный план действий по достижению целей каждой конкретной программы, закрепляется ответственность сторон, создаются механизмы мониторинга реализации. Еще один пример – организация «Сибуром» в прошлом году общественных советов на базе предприятий компании в Республике Татарстан. В работу советов включены представители различных социальных объединений. Таким образом, в обсуждении вопросов, имеющих важное значение для социально-экономического развития городов, учитывается мнение большинства стейкхолдеров.
Правда, у этой медали есть и обратная сторона. Зачастую, присутствуя на одних и тех же территориях, бизнес использует примерно одинаковые инструменты и оказывает помощь людям с примерно одинаковыми запросами, а другие социальные группы, нуждающиеся в помощи, могут остаться без внимания. Поэтому, возможно, для повышения общей эффективности социальных инвестиций компаний на одной и той же территории имеет смысл договариваться и разделять зоны ответственности. Компаниям необходимо вместе со всеми искать и находить баланс между интересами сторон.