Ассоциация государств Юго-Восточной Азии сделала ставку на биотопливо
Но реализации планов может помешать дефицит сырьяДля решения проблемы по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу жизненно важное значение в странах Юго-Восточной Азии имеет производство биотоплива, поскольку регион богат сельскохозяйственными ресурсами. Как пишет издание Eco-Business, удовлетворение потребностей рынка в биотопливе требует разработки и реализации стратегии цепочек поставок, а также тщательного планирования.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (The Association of Southeast Asian Nations, АСЕАН) в 2021 году внесла значительный вклад в мировые поставки биотоплива: Индонезия производила 137 тыс. баррелей биодизеля в день, что превышает показатели таких экономически развитых стран как США и Германии. Помимо того, что биотопливо является экспортным товаром, оно необходимо Малайзии, Филиппинам и Таиланду для поддержки внутреннего спроса на энергию и экономического роста.
Также государства-члены АСЕАН признают потенциал биотоплива для обезуглероживания энергетических систем. На сегодняшний день пять стран приняли обязательства по смешиванию топлива: Индонезия с B40 (40% биодизеля на основе пальмового масла в топливе) к 2030 году и E50 (50% этанола) к 2050 году, Малайзия с B20 и E10, Таиланд с B20 и E85 к 2037 году, Филиппины – с B10 к 2040 году и E20 к 2040 году, а Вьетнам – с B10 и E10 к 2050 году. Тем не менее, учитывая растущий рынок электромобилей, существуют сомнения в преимуществах перехода на биотопливо, учитывая такие факторы, как доступность, устойчивость и готовность цепочки поставок. Тем не менее, для быстрого сокращения выбросов углекислого газа с наименьшими затратами оптимальным вариантом эксперты считают сочетание использования биотоплива и электромобилей.
В седьмом энергетическом прогнозе АСЕАН (AEO7),опубликованном осенью прошлого года, отмечается, что потребление биотоплива будет расти на 4,7% в год до 2050 года, что быстрее, чем потребление нефти на 4,4%. Между тем, в 2022 году Индонезия произвела лишь 61,8% своей паспортной мощности, что эквивалентно 10,3 млрд л биодизеля из 9,5 млн т пальмового масла. Если сравнить производство биотоплива в Индонезии с производством ископаемого топлива (бензина), видны разительные различия: в 2022 году производство биотоплива составило всего 8,3% от общего объема производства бензина.
Поиск решений проблемы доступности сырья обусловлен не только увеличением производственных мощностей хорошо зарекомендовавших себя сельскохозяйственных товаров. Как считают эксперты, АСЕАН следует рассмотреть возможность диверсификации своего сырья от биодизеля к этанолу, потому что большинство легковых автомобилей используют бензин, а дизель в основном предназначен для большегрузных автомобилей. В 2022 году производство этанола в Индонезии составляло всего 40 тыс. л, что существенно ниже, чем 10,1 млрд л биодизеля, произведенного в том же году. А в Малайзии, например, вообще нет программы по этанолу.
Производство биотоплива в странах АСЕАН в значительной степени зависит от сельскохозяйственных культур. Кокосовое масло является основой производства биодизеля на Филиппинах, в то время как Индонезия, Малайзия и Таиланд зависят от пальмового масла. Меласса, производная сахарного тростника или сахарной свеклы, является основным сырьем для производства этанола на Филиппинах и в Таиланде. При этом конкурирующее использование сырья для производства продуктов питания и энергии привело к росту мировых цен на биотопливо. В 2022 году цены на биодизель в мире выросли на 20-30%. Биоэтанол подорожал на 20% в Бразилии и на 30% в США. Цена на пальмовое масло, основное сырье для биодизеля в Индонезии и Малайзии, достигла рекордно высокого уровня в $1800 за тонну в марте 2022 года.
Специалисты считают, что производство биотоплива в странах АСЕАН может усилить усовершенствованное биотопливо, например, гидроочищенное растительное масло и дизельное топливо, превращаемое из биомассы в жидкость, а также возобновляемое дизельное топливо. Усовершенствованные виды биотоплива производятся из непищевого сырья и обеспечивают сокращение выбросов парниковых газов в течение жизненного цикла не менее чем на 50% по сравнению с ископаемым топливом. Но только несколько стран АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Филиппины и Таиланд) начали исследования и разработки в области такого биотоплива. В июле прошлого года Индонезия экспериментировала с B40 из 30%-ного метилового эфира жирных кислот и 10%-ного рафинированного, отбеленного и дезодорированного пальмового масла на 12 самых популярных легковых и коммерческих автомобилях. Таиланд поставил цель производить к 2037 г 194 млн л пиролизного масла в год: при смешивании с этанолом пиролизное масло может стать топливом для автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
Роль биотоплива будет иметь жизненно важное значение для планов стран-членов АСЕАН по нулевым выбросам вредных веществ. Решение проблемы дефицита сырья требует утверждения и реализации стратегии цепочки поставок. А планирование на уровне регионального сотрудничества может ускорить прогресс, сделать его более устойчивым и менее затратным. В соответствии с Планом действий АСЕАН по сотрудничеству в области энергетики на 2021–2025 годы была представлена Дорожная карта по исследованиям и разработкам в области биотоплива для устранения существующих барьеров посредством скоординированного подхода. Теперь вопрос заключается в том, как эта дорожная карта может быть реализована в ближайшие годы.